Лекция Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж». Ласло Мохой-Надь – Олафур Элиассон. Инженерия восприятия
Ласло Мохой-Надь (1895–1946) – венгерский художник, известный также своими теоретическими работами в области фотографии и кино. Профессиональное образование Мохой-Надь получил в сфере юриспруденции, после чего участвовал в Первой мировой войне. Был ранен на Русском фронте, что позволило ему вернуться в Будапешт. Там он посещал художественную школу, где и познакомился впервые с авангардом. Испытал на себе влияние Курта Швиттерса и архитектурного конструктивизма. За свою жизнь Мохой-Надь жил во множестве европейских городов, в каждом из которых активно работал с передовыми культурными деятелями: он сотрудничал с Баухаузом и берлинскими экспериментальными театрами. Окончательно обосновавшись в Чикаго, он открыл школу дизайна.
Олафур Элиассон (род. 1967) – художник датско-исландского происхождения, известный воссозданием природных явлений в своих работах. Элиассон имитирует физический мир, частью которого он делает и зрителей. В искусственной среде художник использует настоящие природные материалы и передает такие явления, как солнечный свет, туман, радуга, испарение и облака. В 2008 году в Нью-Йорке Элиассон создал имитацию четырех водопадов. Для этого были возведены специальные металлические леса, с которых каждую минуту обрушивалось 35 000 галлонов воды. При этом полноценное природное явление имело режим работы – водопады включали в 7 утра и выключали в 10 вечера. В июле 2009 года Элиассон выступил на конференции TED с презентацией о том, как игра с пространством и светом позволяет создавать произведения искусства.