Искусствовед Михаил Каменский рассказывает о «провенансе» – понятии, ставшем сегодня важнейшим не только для истории искусства, но и для художественного рынка, юриспруденции и дипломатии.
Провенанс, – то есть исчерпывающее и доказуемое знание об истории владения, родословной художественного произведения, – стал ключевым в вопросах определения подлинности и законности права собственности. Искусство существует в жесткой реальности, в которой никуда не деться от обмана, войн, социальных катаклизмов. Исследование провенанса сродни детективному расследованию и является увлекательным занятие для историка искусства, призванного все расставить по своим местам и отделить зёрна от плевел.
В своей лекции Михаил Каменский опирается как на примеры из личного опыта, так и из опыта коллег. В основе повествования – провенансные расследования подлинных и мнимых произведений Казимира Малевича, Валентина Серова, Бориса Кустодиева.
Лекция состоялась в Третьяковской галерее в феврале 2020 года в рамках культурно-просветительская программы к выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры».
По техническим причинам в видеолекции первые семнадцать минут присутствует только звук, в связи с чем приносим извинения автору лекции и подписчикам нашего канала. Показ слайдов из презентации соответствует рассказу автора.
В оформлении видеолекции использован фрагмент картины Казимира Малевича «Станция без остановки. Кунцево», 1913 (ГТГ).