Кузьма Петров-Водкин. Рассказывает Александр Таиров
На фоне репродукций поговорим о жизни и творчестве выдающегося русского художника и людях, которые его окружали.
Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира». К 1910 г. он нашел собственный стиль символической трактовки живописного пространства (отсюда созданная художником теория «сферической перспективы»), взаимодействия трех основных цветов: красного, синего и желтого — так называемой «трехцветки», и выражения в изобразительных образах философских категорий бытия. Именно эти качества отличают картину «Купание красного коня», имевшую громкий успех на выставке «Мира искусства» 1912 г.. Петров-Водкин соединил в этой картине новейшие достижения французского постимпрессионизма, цветовую пластику Гогена и Матисса с символизмом европейского Модерна, традициями византийской и древнерусской иконописи и фрески. Творчество Петрова-Водкина «можно уподобить зеркалу, смотрясь в которое Запад узнает в себе Восток, а Восток — Запад».
Понятие гармонии, «сдержанности, улаженности между тонами» Петров-Водкин связывал с принципами искусства старых «изографов», умевших переводить обычные явления в высший духовный план. Сам художник утверждал, что если чистые цвета поглощают все оттенки, значит, живопись вместо фиксирования мимолетного и случайного начинает выражать «вечность». Не случайно «Красный конь» был воспринят уже, в то время как символический образ «Судьбы России». «Так вот почему я написал «Красного коня!», — воскликнул художник, когда узнал о начале первой мировой войны. В том, что Петров-Водкин сохранял «чистоту краски», свойственную лишь новгородской школе иконописи и фрескам Дионисия, критик В. Дмитриев увидел «символизм русской национальности, исконного лика России»…
Ждем Вас на наших АРТ- ВСТРЕЧАХ!