Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства. Лекция из Центра мультимедиа Русского музея
5 марта в преддверии Международного женского дня в Центре мультимедиа прошла лекция об одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
В Русском музее хранится одна из крупнейших коллекций художницы, в которой насчитывается 60 живописных и около 200 графических произведений, отражающих все этапы творчества художницы. Коллекция произведений З. Е. Серебряковой формировалась в Русском музее на протяжении всей жизни мастера. Первые приобретения были сделаны музеем в 1911 году со знаменитой выставки «Мир искусства», открывшей имя Серебряковой. Другими источниками формирования явились собрания детей художницы – Татьяны и Евгения Серебряковых, а также произведения, закупленные с персональной выставки в Ленинграде в 1966 году.
Неоклассические тенденции для искусства России 1910-х годов—столь же характерное явление, как и развитие авангардных поисков. Они пронизывали не только изобразительное и декоративно-прикладное искусство, но и архитектуру, поэзию, моду. Ярчайшая представительница этого направления — Зинаида Серебрякова именно в 1910-х создала свои лучшие картины. Серебрякова питала интерес к жанру обнаженной натуры, дав замечательные образцы живописи, славящие красоту и грацию, чудесную гармонию человеческого тела.
Зинаида Серебрякова – не только выдающийся художник, но и женщина удивительной судьбы. Ей выпало пережить самые трагические моменты в истории ХХ века, от революции до Второй мировой войны, застать расцвет искусства в России конца XIX – начала XX веков, пройти через забвение на родине и непонимание в эмиграции, и только после смерти вновь обрести славу, быть признанным художником, творцом и одной из самых ярких фигур в истории русской культуры.
Мир ее искусства – это семья, династия художников, скульпторов и архитекторов Бенуа-Лансере-Серебряковых, и ее четверо детей, которые пошли по стопам матери; это и родовое гнездо, поместье «Нескучное», где прошли самые счастливые годы жизни, и многочисленный круг друзей семьи, в который входили гениальные скульпторы, архитекторы и живописцы, среди которых Лев Бакст, Валентин Серов, Константин Сомов и многие другие.
Александр Бенуа назвал работы Зинаиды Серебряковой «мужественными». Однако, как пишет в своей статье об автопортретах художницы Д. Сарабьянов: «самое привлекательное в Серебряковой — ее женственность». И добавляет: «Художница в 1910-е годы поразила современников именно потому, что они забыли, как можно выразить правду простыми словами и поступками, не прибегая к ухищрениям и уловкам. А она смогла это сделать — причем естественно, без натуги, без особых стараний. Ей надо было лишь постараться донести себя, не растерять того, что так просто было ей дано природой»