Русская икона 2 часть

«Русская икона в собрании Новгородского музея-заповедника» в 4-х частях.
Хр. 25.51, 27.04, 33.07, 30.10 мин.
ПБ, 2013г.
Режиссер Татьяна Дьяконова
Оператор Владимир Ярош, Андрей Осин
Место съемки: 2011 г. Великий Новгород. Государственный новгородский музей-заповедник
Часть 2.
Продолжение рассказа искусствоведа Ю.Б. Комаровой о собрании икон Новгородского музея-заповедника.
На сегодняшний день остается одной из загадочных икон в собрании Новгородского музея – это образ Святителя Николая на круглой доске.
Иконы из праздничного чина Софийского собора
Около 1341 г., написанные для возобновляемого иконостаса после пожара в 1339 году Софийского храма по повелению новгородского владыки Василия, которые иллюстрируют основные события из жизни Христа и Богородицы, т.е. это двунадесятые праздники.
Некоторые иконы новгородского собрания, написанные в самом конце XIV века, происходят из крупных новгородских храмов. Это, как правило, храмовые образы. И все они свидетельствуют о том, что во второй половине XIV века Новгород вновь испытывал сильное влияние византийской живописи уже палеологовского стиля, т.е. стиль, который существовал в Византии в искусстве Византии этого времени. Например, храмовый образ из церкви Покрова Зверина монастыря, написанная около 1399 года. Это самая древняя новгородская икона на этот сюжет.
Образ Благовещения с Фёдором Тироном из церкви Бориса и Глеба в Плотниках,здесь сцена иллюстрирует евангельский сюжет: явление Архангела Гавриила Деве Марии с благой вестью о том, что она в скором времени станет матерью Бога. Существует предположение о том, что эта икона, вероятно, была написана в XIV веке, но она является репликой, копией какой-то не сохранившейся древней иконе.
Икона с образами святых Бориса и Глеба, которые были канонизированы, т.е. причислены к лику святых, и по сути, стали первыми, собственными русскими святыми.
Одна из наиболее известных икон в собрании Новгородского музея это образ Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» или «Битва новгородцев с суздальцами». Сюжет иконы основан на предании, которое издавна было известно в Новгороде, и в этом предании рассказывается о событиях 12-го столетия.