В Египте периода Нового царства (1294-945 годы до нашей эры) мумифицированные тела, обернутые в лен, порой защищали дополнительной твердой смоляной оболочкой, особенно когда речь шла о царях и других представителях высших слоев общества. Однако, несмотря на обилие научных исследований, проведенных с тех пор, такие особенности упоминают не особо часто.
Австралийские археологи из Университета Маккуори раскрыли подробности редкого метода сохранения мумии — ее помещали в своеобразный «панцирь» из грязи. Результаты их работы опубликованы в журнале PLOS One.
Мумия и саркофаг / © Sowada et al, PLOS One
Изначально мумифицированное тело и саркофаг с крышкой приобрел сэр Чарльз Николсон во время поездки в Египет в 1856–1857 годах. Через несколько лет он подарил их Сиднейскому университету, в котором с тех пор мумия и хранилась. Согласно надписи на саркофаге, который датировали примерно 1010 годом до нашей эры (21-я династия Нового царства), внутри покоилась женщина по имени Меруах. Однако результаты ДНК еще в 1999 году определили тело как мужское.
Авторы нового исследования решили заново провести полную компьютерную томографию: как оказалось, вероятно, местные торговцы поместили в саркофаг мумифицированное тело другого человека, чтобы получить возможность продать полный «набор». При помощи визуализации зубного ряда и скелета ученые выяснили, что на момент смерти этому человеку было около 26-35 лет.
Хотя при сканировании тела не выявили наружных половых органов, а внутренние репродуктивные органы удалили еще в процессе мумификации, вторичные половые признаки (тазовые кости, челюсть и череп) убедительно показали, что перед археологами — все же мумия женщины. Анализ техники мумификации и радиоуглеродное датирование образцов ткани изо льна позволили датировать его периодом позднего Нового царства (1200–1113 годы до нашей эры), а саркофаг, как выяснилось, создали гораздо позже — и он не имел никакого отношения к усопшей.
Грязевая основа, покрытая базовым слоем белого пигмента и красного пигмента / © Sowada et al, PLOS One
Сканирование также помогло узнать, что оболочка из грязи полностью покрывает тело — ее наложили между двумя слоями льняной ткани. Как показали изображения самых первых слоев, труп повредили вскоре после первоначальной мумификации, многие кости сместились, были раздроблены, а какие-то фрагменты вовсе отсутствовали. Судя по всему, мумию вскрывали при неизвестных обстоятельствах, а для восстановления как раз использовали повторное обертывание и грязевой панцирь. Лицо затем покрыли красно-коричневым измельченным минеральным пигментом.
«По большей части панцирь, по-видимому, наносили смежными слоями, при этом некоторые области демонстрируют наслоение, соответствующее последующему нанесению дополнительных листов материала. Панцирь простирается от темени черепа до фаланг пальцев стопы. При этом он полностью отсутствует на уровне нижней челюсти», — пишут ученые. Позже тело вновь оказалось повреждено с правой стороны, в области шеи, черепа и лица.
Грязевая оболочка, по словам авторов исследования, выполняла тройную задачу. Во-первых, это была форма консервации тела, получившего серьезные посмертные повреждения: гробницы царей и даже простые могилы часто грабили сразу после погребения. Те, кто отвечали за восстановление внешнего вида мумии и повторное мумифицирование, вероятно, были не более чем на одно-два поколения моложе самой усопшей.
«Во-вторых, панцирь способствовал метафизическому переходу умершего в загробную жизнь и сферу бога Осириса. Умерший мог надеяться на продолжение существования, если был должным образом подготовлен. Аналогично Осирису, тело которого было разорвано на части и собрано воедино, смерть человека представляла собой разъединение различных телесных фрагментов, которые затем должны были восстановить посредством акта мумификации. Таким образом, бальзамирование, обертывание и одевание превращали умершего в существо, способное присоединиться к Осирису в загробной жизни. В случае исследуемой нами мумии ее целостность нарушили. Последующее нанесение грязевого панциря в сочетании с некоторым повторным обертыванием послужило бы воссоединению телесной целостности умершего и обеспечению его постоянной связи с Осирисом. Грязь, возможно, считалась особенно эффективной в этом процессе», — объяснили археологи.
Наконец, восстанавливающая оболочка в чем-то подражала элитным погребальным практикам того времени: смоляные панцири на телах представителей высших слоев общества и царей встречали в 18-й, 19-й и 20-й династиях Нового царства. Менее богатые люди не могли позволить себе дорогие импортные смолы — особенно в количествах, необходимых для создания «панциря» вокруг тела. «Однако имитации «элитных» методов захоронения можно было достичь за счет использования более дешевых материалов. В нашем случае панцирь из грязи мог нести не только регенеративные функции, но и быть целесообразным и недорогим решением для мумификации. Таким образом, изученная нами мумия может представлять собой уникальный феномен подражания погребальным обычаям элиты», — подытожили ученые.