Документ Бристольского архива под номером 09594/1 передали на хранение в 1931 году, но позднее его признали непригодным для обработки. Рукопись была настолько хрупкой, что ее невозможно безопасно перелистывать для копирования. Но, используя современные подходы и цифровую фотографию, ученые смогли оцифровать древние записи. Хронику регулярно вели с XVII века по 1735 год, но она содержит несистематические упоминания событий прошлого вплоть до XIII века. Судя по стилю описания и почерку, авторами рукописи были как минимум три человека, но их имена или какие-либо подробности о жизни неизвестны.
Помимо вышеописанной анонимной хроники, которая такое название и получила — Anon. Bristol, — историки использовали еще два исторических документа: бристольские хроники Ricart и Adams. Эти рукописи хорошо известны ученым, первая была официальным «календарем» города с 1479 года, ее вел городской писарь, а вторую составил Уильям Адамс (William Adams of Bristol) в 1630-х на основе доступных ему архивов и документов. Три этих книги содержат свидетельства крайне неординарных погодных изменений, которые произошли на рубеже XVI-XVII веков. Результаты изучения исторических реликвий опубликованы в журнале Королевского метеорологического общества.
Понятное дело, в те времена хроники вели куда менее научным методом, чем хотя бы уже в конце XIX века. Авторы просто описывали наиболее примечательные, на их взгляд, события. Об указании точного времени, температуры, давления и прочих метеорологических показателей и речи не шло. Но по косвенным признакам и при сравнении с другими источниками можно воссоздать вполне подробную картину.
Например, сообщение об аномальном наводнении 20 января 1607 года (30 января по новому стилю) подтверждается записями Глостерширского управления канализациями (Gloucestershire Court of Sewers). Тогда вода не уходила два или три дня, пришла так быстро, что люди не успевали убежать и спасались на деревьях, а уровень ее был столь высок, что ко входу церкви Святого Николая могла причалить лодка с осадкой четыре-пять футов (1,2-1,5 метра). И пусть это сооружение находится всего в 15 метрах от реки, стоит оно на небольшом возвышении, то есть вода поднялась не менее чем на пять метров. Как пишет автор хроники, в тот день погибло очень много скота и запасов зерна, торговцы потеряли свои товары на складах. А людей от холодной и голодной смерти спасли только лодочники, которых мобилизовал мэр и приказал подвозить терпящим бедствие еду и одежду.
Еще одно свидетельство катастрофического потопа — табличка на церкви в Кингстон Сеймур, деревне к югу от Бристоля. На ней указан 1606, а не 1607 год, поскольку в то время началом года считалось 25 марта / ©University of Bristol
В анонимной рукописи Бристоля есть и не только наводнения. Следующей зимой 1607-1608 года установился невероятно сильный мороз. Все реки замерзли, а судоходство было полностью заблокировано. Когда же лед тронулся, его осколки повредили множество кораблей у пристаней и в заливе. Такая суровая зима вкупе с подтоплением складов обернулась неурожайным летом. Скупая запись в рукописи гласит, что от массового голода городу удалось спастись, только купив кукурузу за границей. А зима 1610-1611 годов принесла сильные штормы, что привело к большому количеству кораблекрушений. И подобных катаклизмов в рукописи — по несколько штук в год.
На основе всех подобных свидетельств историки вместе с климатологами могут делать выводы о том, как изменялся климат Земли в прошлом. И это позволяет уточнять прогностические модели, с помощью которых люди могут судить о грядущих климатических тенденциях. Но ученые опираются не только на записи различной точности. Им помогают исследования отложений льда, радиоизотопные методы исследования и даже годовые кольца деревьев.