Открытость и сотворчество: стратегии арт-образования во 2ой половине ХХ века | Александра Данилова
Формирование новых принципов искусства в начале ХХ столетия потребовало и коренной реформы системы художественного обучения. На смену традиционному академическому образованию приходят школы нового типа, основанные на принципах мультидисциплинарности и демократичности. Яркими примерами реализации авангардных педагогических идей стали легендарные ВХУТЕМАС и Баухаус. Сформированная в этих учебных заведениях новаторская система преподавания искусства, совмещающая теорию и практику, предусматривающая непосредственный живой диалог учителя и ученика, продолжила свое развитие и во второй половине ХХ столетия.
Отправной точкой нашего разговора станет история Black Mountain College в Северной Каролине, экспериментальной образовательной площадки, где идеи творческой свободы, открытости искусства и равноправия учителей и учеников привели к возникновению целого ряда новых форм творчества. Сочетая в себе принципы художественной школы, летнего лагеря и арт-коммуны, Black Mountain стало в истории американского искусства абсолютно уникальным явлением. Именно здесь Йозеф Альберс продолжит разработку своей теории цвета, Бакминстр Фуллер будет экспериментировать с созданием архитектурных конструкций на основе геодезических куполов, а Джон Кейдж впервые исполнит пьесу «4’33’’».
О разнообразии образовательных стратегий Black Mountain говорит и тот факт, что среди его выпускников были Джон Чэмберлен, Кеннет Ноланд, Сай Твомбли, Роберт Раушенберг, Джасперс Джонс и многие другие известные художники. Любопытно, что многие из принципов обучения искусству, на которых базировалась Black Mountain уже в конце ХХ столетия были применены в совершенно ином культурном и историческом контексте – в реформировании преподавания в лондонском колледже Goldsmith. И вновь результат превзошел все ожидания, дав Британии целое поколение молодых, энергичных, талантливых художников, сразу привлекших к себе внимание мирового арт-сообщества. Выпускники колледжа Голдсмит – Демиэн Херст, Трайси Эмин, Мэт Коллишоу, Сара Лукас – заставили вновь говорить о Лондоне как о важнейшем центре художественного образования.
Лектор: Александра Данилова – искусствовед, куратор, заведующая отделом искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.