Лекция «Город во времена его технической воспроизводимости» | Янина Урусова

Цикл «Новая Москва. Советский город в кино, 1917–1947» / Лекция 7 / 18.12.2013
Лектор: Янина Урусова

Действие фильма «Весна» происходит в послевоенной Москве. Город снят таким образом, что границы между городскими кулисами, выстроенными в павильоне киностудии, и реальными ландшафтами исчезают. Глаз кинокамеры периодически меняет перспективу и фиксирует зрителя, стирая границы между экранным действием и реальностью. Этот фильм – удивительно тонкая деконструкция образа сталинской эпохи в кино, предпринятая «придворным режиссёром».

О цикле:
Цикл лекций-кинопоказов «Новая Москва» расскажет историю идеального города, который не был построен, но в чьём существовании никто не сомневается. Опираясь на события общественно-политической и художественной жизни Советской России 1920–1940-х годов и реконструируя ментальные матрицы советского культурного пространства, скрывающиеся за экранными образами, Янина Урусова расскажет удивительную историю виртуальной урбанизации.

В 1939 году советский режиссер Виктор Моргенштерн снял документальный фильм «Москва», заканчивавшийся кадрами спортивного парада перед Дворцом Советов в Москве будущего. Тот факт, что в Москве будущего снимается документальное кино, уже никого не удивлял. К этому моменту «terra sozialistica» – идеальный город будущего – был создан и внедрён в сознание современников посредством кинематографа.



Янина Урусова – архитектор, культуролог. В 1997 году защитила диссертацию о советском городе в кино в Институте культурологи Университета города Тюбинген (Германия), в 2004 году в соавторстве с Алексеем Пелевиным выпустила книгу Das neue Moskau. Die Stadt der Sowjets im Film 1917—1941, Boehlau Verlag, Wien, Koeln, Weimar.