Лекция «Чешская модель авангарда 1920-х гг. Поэтизм» | Елена Надеждина
Понятие «поэтизм» возникло и оформилось в эстетическую программу чешского авангарда 1920х гг. в рамках художественного объединения «Деветсил» — свободной организации поэтов, живописцев, архитекторов, музыкантов, театральных деятелей. Универсальность была принципом жизни этого поколения 20-летних, с воодушевлением и надеждой встретивших рождение первой независимой Чехословацкой республики. Среди представителей этого поколения были будущие нобелевские лауреаты поэты Я. Сейферт и К. Библ. Живописцы Й. Шима, Й.Штырский и Тойен стали также неотъемлемой частью разветвленного французского сюрреализма. В «Деветсиле» начинала знаменитая двоица актеров-эксцентриков Верих&Восковец. Лидер чешского авангарда К.Тейге и поэт В. Незвал задумывали поэтизм как некую онтологическую модель нового мироощущения. В первом манифесте поэтизма К. Тайге утверждал, что поэтизм – ни литература и ни живопись, ни художественный стиль и ни искусство, но образ жизни – modus vivendi. Как любая из программ исторического авангарда поэтизм был принципиально антибуржуазен и революционен. Установка на обустройство нового мира ставила его на одну платформу с конструктивизмом, и этой платформой был марксизм. С другой стороны, он формировался параллельно с сюрреализмом, и генезис их практически совпадал. Во многом совпадала и поэтика: как у сюрреалистов, она была игровой, ассоциативной, рассчитанной на восприятие всеми органами чувств.
Лектор: Елена Надеждина — сотрудник сектора искусства стран Центральной Европы ГИИ.
В рамках программы спецсеминаров «Авангардные художественные практики первой половины XX в.».