Лекция «Уди Алони: радикальное левацкое мессианство» | Серж Степанищев

Пятая встреча цикла«Чего хочет еврей? Еврейские интеллектуалы XXI века об иудаизме» посвящена израильскому художнику, философу, режиссеру театра и кино Уди Алони, чье имя уже с начала 90-х на слуху у любителей арт-хауса.

Подавляющее большинство граждан государства Израиль и слыхом не слыхивали об этом человеке. А из тех, кто слыхивал, мало кто не испытывает открытой неприязни или воспринимает его всерьез, т.к. предлагаемое им решение ближневосточной проблемы (бинациональное государство) почти всем без исключения кажется по крайней мере подозрительным, т.к.указывает на пустое место. Дело в том, что письмо, отправленное Гершомом Шолемом Францу Розенцвейгу, до адресата, по всей видимости, не дошло, но материализовалось в почтовом ящике живущего в 21 в. Уди Алони, который снимает видео израильским и палестинским реперам и пишет вместе с Наоми Кляйн политически заряженные воззвания к еврейским артистам всего мира. Созданные им киноленты удостоились призов на многочисленных фестивалях и восхищенных отзывов знаковых интеллектуалов современности, среди которых: Ален Бадью, Славой Жижек.

Неправ будет тот, кто охарактеризует его фильмы как политические в первую очередь. Это не так – картины Алони настолько же политические, насколько любовные, религиозные или о дружбе – ведь они рассказывают несложные, но берущие за душу и заставляющие задуматься истории о человеческой ранимости, обиде, несостоятельности и, о влюбленной беззаботности. Свою секулярно-теологическую позицию Алони характеризует словами «радикально-левацкое мессианство», или «радикальное милосердие». Он критикует сионизм, но призывает не отказываться от него, а «перечитать», т.е. очистить от националистических черт, оставив мессианское рвение к свободе, независимости и равенству». В фигуре Алони сочетаются, казалось бы, противоположные качества: бескомпромиссная критика действий еврейского государства и ярко выраженная еврейская идентичность; светский, материалистический характер текстов итрадиционность источников, на которые они опираются; негибкость и милитантность политико-художественной позиции в полемике об истине .
Ведущий: Серж Степанищев, кандидат философских наук, сотрудник Института философии Российской академии наук, преподаватель Мастерской индивидуальной режиссуры Б. Юхананова, ведущий рубрики о новейшей философии в журнале FURFUR. Автор ряда книг.