АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356 – 323 год до н.э.)

Великий полководец и военный стратег, создатель мировой державы, которая распалась после его смерти. Царь Македонии, ученик Аристотеля.

Сын Филиппа II. С 343 г. до н. э. в течение трёх лет воспитателем Александра Македонского был Аристотель, который учил его философии, медицине и другим наукам и привил ученику любовь к греческой литературе. Филипп рано стал приобщать сына к государственным и военным делам. С ранних лет Александр Македонский мечтал о подвигах и славе, был отважен до безрассудства, но хладнокровен при решении больших дел. В отношениях с людьми мог быть жестоким и властным, щедрым и великодушным. Его отличала огромная любознательность. Всю жизнь он стремился к познанию неизвестного и достижению безграничного.

Приняв царскую власть, Александр Македонский расправился с убийцами отца и возможными претендентами на престол. В течение года уничтожил внутреннюю оппозицию, усмирил (335 до н. э.) отпавшие фракийские и иллирийские племена и восставшие греческие города, разрушив до основания Фивы и продав в рабство их граждан. Весной 334 г. до н. э. Александр Македонский переправился через Геллеспонт (Дарданеллы), начав поход на восток войной с Персией. Официально поход против государства Ахеменидов предпринимался ради освобождения азиатских греков от ига персов и отмщения за поруганные во время греко-персидских войн греческие святыни. Полагают, что греко-македонская армия насчитывала около 30 тыс. пехоты и 5 тыс. конницы, намного уступая персам числом, но превосходя их обученностью и вооружением. Первая победа, одержанная Александром Македонским у реки Граник в мае 334 г. до н. э., открыла путь в Малую Азию, завоевание которой свелось преимущественно к захвату побережья с городами (сопротивление оказали только Милет и Галикарнас) и установлению общего контроля. Занимая греческие города, Александр Македонский восстанавливал в них демократический строй и даровал свободу и автономию – политика, определявшаяся панэллинскими лозунгами, которые он выдвигал как гегемон (стратег-автократор) Коринфского союза, и обеспечивавшая ему поддержку азиатских греков. Зимой 334/333 гг. до н. э. Александр Македонский почти без сопротивления занял юго-западную часть Малой Азии – КариюЛикию и Памфилию. Затем поднялся на север, в Великую Фригию, оттуда через Каппадокию спустился к горам Тавра, прошёл Киликию и вступил в Северную Сирию. Осенью 333 г. до н. э. произошло второе сражение – при Иссе, в котором Александр Македонский одержал блестящую победу. Победители захватили богатую добычу и много пленных, среди которых оказалась семья царя Дария III – его жена и две дочери (сам царь едва не попал в плен). Отклонив предложение Дария I о мире и ответив, что теперь он – владыка всей Азии, Александр Македонский, двигаясь далее на юг, прошёл по побережью Сирии и Финикии. Часть городов сдалась ему добровольно, другие оказали сопротивление, самое упорное – Тир, который пал после семимесячной осады и был подвергнут жестокому разграблению. Установив господство на море, зимой 332/331 гг. Александр Македонский занял Египет. Видя в нём освободителя от персов, египтяне беспрепятственно пустили армию Александра Македонского в страну, жрецы признали его фараоном, а оракул Амона назвал сыном бога, что оказало большое влияние на Александра Македонского в его дальнейших притязаниях на почести себе как богу.

Весной 331 г. до н. э. греко-македонская армия двинулась далее на восток и беспрепятственно перешла реки Евфрат и Тигр. Третье, решающее сражение 1 октября 331 г. до н. э. – одно из крупнейших в древности – произошло у Гавгамел, около Ниневии. Персы потерпели сокрушительное поражение, их обоз попал в руки победителей. Не встретив сопротивления, Александр Македонский взял Вавилон и Сузы, в его руках оказались несметные сокровища персидских царей. Александр Македонский отдал воинам на разграбление религиозный центр Ахеменидов  Персеполь, а царский дворец сжёг. Заняв Экбатаны, Александр Македонский продолжил преследование Дария III, который вскоре был убит своими же сатрапами. Смерть персидского царя как бы символизировала окончание войны, которую Александр Македонский вёл как главнокомандующий объединёнными силами Коринфского союза. Он отправил по домам участвовавших в походе греков-союзников. Продолжая поход, Александр Македонский менее чем за год покорил огромные пространства – ГирканиюПарфию, Арию, Дрангиану и Арахосию.

Военные успехи и расширение завоёванных земель привели к трансформации политики Александра Македонского, его сближению с местной знатью. Он стал носить персидскую одежду, постепенно ввёл персидский придворный церемониал, что вызвало сопротивление старой македонской знати. Опираясь на армию, Александр Македонский расправился с недовольными (убийство старого полководца Пармениона и его сына Филоты, Клита, спасшего ему жизнь в битве при Гранике, расправа над юношами из знатных македонских семей, составлявших личную охрану Александра Македонского, т. н. заговор пажей). С вступлением македонской армии в восточные сатрапии Александр Македонский столкнулся с сопротивлением местного населения. Весной 329 г. до н. э., пройдя через горы, Александр Македонский оказался в долине современного Кабула, а оттуда, преодолев перевалы Гиндукуша, вторгся в Бактрию и переправился через Окс (Амударью). Население Согдианы во главе с одним из правителей – Спитаменом – 3 года оказывало сопротивление завоевателям, используя методы партизанской войны. Александр Македонский захватил столицу Согдианы Мараканду (ныне Самарканд) и разместил гарнизоны вдоль реки Яксарт (Сырдарья), приказав жечь сёла, истреблять и обращать в рабство население. Лишь пойдя на сближение с местной знатью, в 327 г. до н. э. Александр Македонский покончил с сопротивлением.

Теперь он мечтал о достижении Внешнего океана, где, как полагали греки, кончается ойкумена. Поход в Индию начался весной 327 г. до н. э. Александру Македонскому пришлось столкнуться с многочисленными, но разрозненными противниками. На реке Гидасп он нанёс жестокое поражение царю Пору и подчинил обширные территории в бассейне реки Инд. У реки Гифасис войско, измученное походами и тяжёлыми климатическими условиями тропиков с их ливнями, отказалось идти дальше. Александр Македонский был вынужден уступить. Спустившись вдоль Инда к Индийскому океану, он осенью 325 г. до н. э. разделил армию на две части, одной из которых (под командованием полководца Неарха) приказал возвращаться морем, другую сам повёл через Гедросию. Этот поход оказался особенно трудным, войско едва не погибло от голода и жажды в сожжённой солнцем пустыне. С большим трудом Александр Македонский достиг Суз, флот несколько ранее вошёл в устье Евфрата. Поход завершился в начале 324 г. до н. э., вернулась (как писал Плутарх) лишь четверть армии. За 10 лет восточного похода армия прошла около 19 тыс. км. Созданная Александром Македонским держава (столицей которой был объявлен Вавилон) простиралась от Египта до берегов Инда и от Чёрного моря до Персидского залива.

Перед Александром Македонским встала новая задача: организация управления своей разрозненной державой. В его политике прослеживается тенденция сгладить противоречия между завоевателями и побеждёнными. Он привлекал к управлению местную, особенно персидскую знать (но под конец его жизни во главе большинства сатрапий стояли македоняне). Внешнее выражение «политика слияния народов» нашла в пышной свадьбе в Сузах, когда в один день 10 тыс. греко-македонских воинов отпраздновали бракосочетание с местными девушками. Александр Македонский не внёс коренных изменений в административную систему Ахеменидов, сохранив сатрапии, но разделил административное, военное и финансовое управление завоёванными областями. Предметом особых забот Александра Македонского была армия, в которую он включил 30 тыс. персидских юношей, обученных воевать по-македонски.

Грандиозность похода Александра Македонского произвела на современников колоссальное впечатление, и на протяжении последующих веков его личность и завоевания продолжали волновать умы и сердца людей. Окутанный ореолом славы, Александр Македонский стал героем не только исторических, но и литературных произведений. Уже древние разделились в ответах на вопрос, был ли Александр Македонский злым гением, домогавшимся мирового господства, или мудрым предтечей космополитизма? В античной традиции сложилось три основных направления оценки личности Александра Македонского: апологетическое (т. н. историки Александра – АррианПлутархДиодор); негативное, последователи которого видели в нём деспота, жестокого и несправедливого (Помпей Трог, отчасти Курций Руф и др.); связанное с философской школой перипатетиков, положительно оценивавшей деятельность Александра Македонского в первые годы, когда он следовал советам своего учителя Аристотеля, но отмечавшее порчу нравов царя с ростом его власти. Уже в эллинистическую эпоху в Египте возникла чисто литературная традиция, ведущая начало от т. н. романа Псевдокаллисфена, который приобрёл огромную популярность, известно более 80 его вариантов на 24 языках. Образ Александра Македонского вплетается в фольклор различных народов, претерпевает самые фантастические изменения в легендах и сказаниях Запада и Востока. Литература об Александре Македонском огромна, оценка его – весьма разноречива. И поныне сохраняют силу слова Арриана: «Нет вообще человека, о котором писали бы больше и противоречивее». Александр Македонский вошёл в историю прежде всего как великий полководец. Как любое завоевание, его поход нёс смерть и рабство, разрушались города, исчезали целые племена. Вместе с тем греки принесли на Восток новые формы социальных отношений, основанные во время царствования Александра Македонского города становились центрами политической и экономической жизни, расширялась зона культурного влияния греков. В походах армию сопровождал целый штат учёных, которые собрали огромный естественно-научный материал о новых народах с их нравами, о животном и растительном мире, архитектуре. Значительно расширился географический кругозор греков. Походы Александра Македонского знаменовали начало нового периода в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными процессами взаимодействия греческих и местных черт, эпохи эллинизма.