Золото в предметах из Трои, Полиохни (поселение на острове Лемнос, которое находится примерно в 60 километрах от Трои) и города Ур в Месопотамии имеют одинаковое географическое происхождение и распространялись продавцами на большие расстояния.
Это открытие было сделано международной группой исследователей, использующих инновационный мобильный лазерный метод для анализа образцов знаменитых украшений раннего бронзового века из Трои и Полиохни.
С тех пор, как Генрих Шлиман обнаружил сокровища Приама в Трое в 1873 году, происхождение золота оставалось загадкой.
Теперь ученые смогли доказать, что оно получено из так называемых вторичных месторождений, таких как реки, и его химический состав не только идентичен составу золотых предметов из поселения Полиохни на Лемносе и из царских гробниц в Уре в Месопотамии, но и с предметами из Грузии. Это означает, что между этими отдаленными регионами должны были существовать торговые связи.
Исследование стало возможным благодаря портативной системе лазерной абляции (pLA), которая позволила провести минимально инвазивное извлечение образцов из драгоценностей в Национальном археологическом музее в Афинах. Ожерелья, подвески, серьги и колье в музее настолько ценны, что их нельзя перевозить в лабораторию или проводить какие-либо исследования, оставляющие видимые следы на предметах.
Все ранее доступные методы потерпели неудачу из-за по крайней мере одного из этих ограничений. Напротив, работая на месте, портативное лазерное устройство проплавляет в предметах такую маленькую дырочку, что ее невозможно увидеть невооруженным глазом.
Затем ученые смогли исследовать состав образцов с помощью масс-спектрометрии.
Помимо золота, исторические украшения всегда содержат другие элементы, такие как серебро, медь, цинк, палладий и платину. В зависимости от сплава ученые могут создать определенный химический профиль находок и использовать его, чтобы делать выводы.
Например, высокие концентрации цинка, палладия и платины в украшениях из Трои являются явным признаком того, что золото, использованное для создания украшений, было вымыто рекой в виде золотого песка.
Исследователи также смогли показать, что ювелирные изделия производились серийно в мастерских, а не только в виде отдельных предметов. Это единственное разумное объяснение, например, одинакового количества платины и палладия в золотых дисках ожерелий одного дизайна, найденных в разных местах.
В общей сложности группа исследователей изучила 61 артефакт, все они относятся к раннему бронзовому веку между 2500 и 2000 годами до нашей эры.
Эксперты также давно спорят о происхождении золота из царских гробниц Ура. В Месопотамии нет естественных источников золота, поэтому возможным источником считалась Западная Анатолия, которая также была местом Трои.
«Однако были рассмотрены и другие, совершенно разные регионы, которые, как известно, имели прочные торговые связи с Уром», — говорят ученые.
Сравнительные археологические исследования на основе поразительно похожих предметов показали, что они использовались в раннем бронзовом веке на большой географической территории, простирающейся от Эгейского моря до долины Инда на территории современного Пакистана: официальные печати и стандартные гири, серьги с одинаковыми спиральными узорами, драгоценные камни, такие как лазурит или мерцающий сердолик.
«Новые археометрические данные открывают надежную и глобальную основу для наших моделей обществ, их связей и значения ресурсов около 4500 лет назад».
Однако точное происхождение золота Трои не может быть установлено раз и навсегда, говорят ученые.
«Если мы наблюдаем долю микроэлементов в золоте из Трои, Полиохни и Ура, золото бронзового века из Грузии коррелирует наиболее близко к заявленным местам находок. Но нам пока не хватает данных и исследований из других регионов и других объектов, чтобы точно подтвердить это предположение».
Результаты исследования были опубликованы в Journal of Archaeological Science.