Кёльнская Хартия
«Цели и задачи обучения в течение всей жизни»
(пересмотренный вариант от 15 июня 1999 года)
Вызов, с которым в настоящее время сталкиваются все страны, состоит в том, как стать обществом обучения и обеспечить его гражданам возможность овладения соответствующими знаниями, профессиональными навыками и квалификациями, которые потребуются им в следующем столетии. Знания во все возрастающей степени становятся основой экономики и общества. Образование и профессиональные навыки крайне необходимы для достижения экономического успеха, гражданской ответственности и социального согласия. Следующее столетие будет определяться гибкостью и изменениями; потребность в мобильности будет остра как никогда. Сегодня наличие паспорта и билета позволяет людям совершать поездки по всему миру. В будущем паспортом мобильности будут образование и пожизненное обучение. Возможность такого паспорта мобильности должна быть предоставлена всем.
Часть 1: Основополагающие принципы
Для достижения наших социальных и экономических целей потребуются новые обязательства по инвестициям в обучение в течение всей жизни:
- правительств, вкладывающих средства в модернизацию образования на всех уровнях;
- частного сектора, занимающегося профессиональной подготовкой нынешних и будущих работников;
- отдельных лиц, развивающих свои способности и карьерные возможности.
Сейчас, как никогда, велика отдача от инвестирования в развитие человека и, как никогда, велика потребность в этом. Это ключевой элемент для обеспечения занятости и экономического роста, а также для уменьшения социального и регионального неравенства.
На пороге следующего столетия доступ к знаниям становится одним из самых важных факторов, определяющих доходы и качество жизни. А глобализация означает, что как развитые, так и развивающиеся страны только выиграют от повышения стандартов уровня профессионализма и знаний во всем мире.
Принятие обязательства по инвестирования в развитие человека в больших объемах должно основываться на трех принципах:
- во-первых, доступ к знаниям и профессиональной подготовке должен быть обеспечен каждому человеку, а не только тем, кто одарен от природы или находится в более выгодном материальном положении, и при этом базовое образование должно быть бесплатным. Особое внимание следует уделить потребностям тех, кто находится в неблагополучном положении, а также важности устранения безграмотности;
- во-вторых, необходимо создать стимулы и возможности для каждого продолжать обучение в течение всей жизни, не ограничиваясь сроком обязательного школьного обучения;
- в-третьих, необходимо оказать помощь развивающимся странам в создании всеобъемлющих, современных и эффективных систем образования.
Часть 2: Ключевые этапы
Ключевыми этапами стратегии обучения в течение всей жизни и профессиональной подготовки являются:
- высокое качество дошкольного образования;
- начальное образование, дающее всем детям возможность приобрести прочные навыки чтения, письма, арифметики и овладеть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), а также развивать главные социальные навыки;
- среднее образование в школах, учитывающее потребности рынков труда, которое развивает необходимые навыки и способности у всех учащихся, а не только у тех, кто стремится к получению высшего образования и профессиональной карьере;
- профессиональное обучение, которое дает навыки, отвечающие потребностям рынка труда и требованиям самых современных технологий, а также открывает путь к приобретению более высокой профессиональной квалификации в различных областях;
- высшее образование, открывающее возможности для каждого, кто способен извлечь выгоду из работы в качестве дипломированного специалиста, при финансовой поддержке, необходимой для обеспечения доступа к нему всех, кто может воспользоваться этими возможностями;
- профессиональная подготовка взрослого населения, которая пользуется соответствующей поддержкой со стороны государства или работодателей, удовлетворяет потребности семьи и предоставляет реальные возможности для профессиональной переподготовки на протяжении всей жизни человека.
Этот процесс должен включать в себя функционирование высококачественных систем обучения без отрыва от производства и привитие людям навыков, необходимых им для самообразования. На всех этапах обучения особое внимание следует уделять осознанию учащимися важности творчества, предприимчивости и воспитания в духе демократического гражданства, включая уважение политических, гражданских и человеческих прав всех людей, ценности терпимости и плюрализма, а также понимание и уважение различных групп населения, точек зрения и традиций.
Часть 3: Основополагающие элементы
Образовательные системы обладают ярко выраженными национальными чертами и играют очень важную роль в развитии культурного многообразия. Вместе с тем существуют важные сферы, в которых различные страны имеют общие приоритеты и подходы или уже определили наиболее эффективные стратегии модернизации своих систем образования и профессионального обучения для повышения стандартов на всех уровнях.
Основополагающими элементами являются следующие:
- преподаватели – это самый важный источник содействия модернизации и повышению стандартов; отбор, подготовка, трудоустройство и соответствующее стимулирование преподавателей имеют решающее значение для успешного функционирования любой образовательной системы;
- взаимодополняющая роль частных и государственных инвестиций в образование, а также необходимость увеличить общий объем капиталовложений в образование и профессиональное обучение;
- современные и эффективные сети ИКТ для поддержки традиционных методов преподавания и обучения, а также для увеличения количества и разнообразия программ преподавания и профессионального обучения, например, посредством внедрения методов дистанционного обучения;
- продолжение разработки и совершенствования имеющих международное признание тестов для определения уровня подготовки учащихся;
- признание профессиональной квалификации и стажа работы;
- содействие изучению иностранных языков в целях углубления понимания различных культур и повышения уровня мобильности в глобализированном мире;
- повышение внимания к определению четких целей в том, что касается более высоких стандартов и уровней достижений;
- необходимость развития культуры предпринимательства в системе государственного и частного образования, в том числе, не в последнюю очередь, в развитии самых тесных связей в области научно-исследовательских и конструкторских разработок между университетами и компаниями.