Академик Ефим Малитиков –
Председатель Межгосударственного комитета
по распространению знаний и образованию взрослых,
Президент Международной ассоциации «Знание»
МАКСМ – ПЛАНЕТАРНАЯ БИРЖА ЗНАНИЙ БЕЗ ЯЗЫКОВЫХ, НАЦИОНАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ГРАНИЦ.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ И УЧАСТНИКИ 4-ГО МЕЖДУНАРОДНОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СИМПОЗИУМА!
Само название нашего симпозиума – «Космос и глобальная безопасность человечества», который в 2009-ом году в Республике Кипр положил начало ежегодным многосторонним встречам организаторов и специалистов космической и сопряженной с космосом отраслей, сформулировано как код, как формула, как вектор планетарного миропонимания, как вывод и, если хотите, реквием безотлагательных действий во имя жизни на Земле и устойчивого ее развития.
Основополагающий, камертонный доклад Анатолия Николаевича Перминова и других коллег-единомышленников вновь подтверждают, что экосистемы планеты – это живые организмы. Они чувствуют, видят, слышат и реагируют. Реагируют адекватно и могущественно.
К сожалению, человечество не сохранило Знания, Способности и Могущество древних империй Ацтеков и Майя. Однако, статистика природных катаклизмов подтверждает необходимость обратной реструктуризации человеческого долга перед Природой. Она трагическим списком учащающихся катаклизмов напоминает о неразумной деятельности человека на Земле.
Нам не хватает принципиально новых знаний о Земле и ее экосистемах и в то же время мировоззренческие стереотипы и стандартные аргументы в нашем сознании тормозят глобальные действия человечества, в основе которых лежит Знание.
Великий ученый Вернадский сказал: «Человечество – совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии – через знания».
Обобщать и распространять знания по планете – вот задача глобального масштаба.
Однако, сегодня мы имеем Цифровую Пропасть, превосходящую миллиард абсолютно безграмотных, не умеющих читать и писать людей, плюс 5-миллиардную Цивилизацию, отстающую от необходимых современных Знаний.
Именно поэтому Бедность, Нищета, Хаотическая миграция вероломным маршем неуверенности в неясном будущем шагают по Планете, угрожая опередить человечество перед цифровой пропастью Невежества и Неконкурентоспособности перед Силами Природы.
Сегодня к современному образованию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адекватно участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни.
Вот откуда черпают свои резервы наркомафия, криминальные структуры, преступные кланы и терроризм…
Проблема равенства доступа к обучению относится к сотням миллионов людей. Все они – красное сальдо и тяжелая ноша на плечах мировой экономики, а при доступе к образованию – ее положительный баланс.
Когда количество безграмотных неконкурентоспособных людей превысит критическую массу, они могут нарушить само Устойчивое Развитие Человечества.
Ликвидировать этот цифровой разрыв может лишь Высокопроизводительное Просветительство, имеющее в своем распоряжении Новейшие Средства Доставки необходимых современнейших знаний к потребителю посредством космических коммуникаций.
Планетарные ценности постоянно меняются. Экспорт знаний и обучение становятся серьезным видом бизнеса, а интеллектуальная собственность превращается в самый дорогой и прибыльный вид собственности.
Необходимая Численность Учебных Аудиторий должна быть увеличена в тысячи и более раз, что в реальном классе невозможно.
Классно-урочная форма образования исчерпала свои ресурсы в наш информационный век и стала контрпродуктивной, поскольку ее Производительность не соответствует требованиям Процессов Глобального Управления.
Несмотря на тенденции и стремление людей к возведению и перекраиванию границ, Человечество остается Единым организмом планеты. В то же время, процесс ментальных изменений – самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни.
Вот почему Роль образования в Устойчивом Развитии Человечества недостаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия.
И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвардского университета Дерека Бока: «Если Вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».
Нужны глобальные действия в образования, поскольку сами Проблемы Глобальны по сути и происхождению.
Знание – это энергетическая среда цивилизации, которая «разлита» среди множества университетов, образовательных и научных центров. Они не размазаны по планете, как масло по хлебу. И потому люди должны непрерывно двигаться и взаимодействовать, обмениваться знаниями в мировом пространстве по принципу сообщающихся сосудов.
Сегодня недостаточно быть выпускником Оксфорда, Стэнфорда или Кембриджа. Для преподавания с университетской кафедры недостаточно быть даже Нобелевским лауреатом, нужен талант популяризатора новейших достижений цивилизации в самых разных отраслях знаний, обеспеченный высокопроизводительными технологиями распространения.
Сегодня обновление знаний происходит со скоростью, многократно превосходящей производительность традиционных классно-урочных образовательных технологий.
И если Знания предыдущего столетия, необходимые человечеству, менялись один раз в 30 лет, и следуя формуле «Знания – на всю жизнь!» человек мог пользоваться ими от студенческой скамьи до пенсии, то сегодня скорость их обновления выше 20 процентов в год, и уже через 5 лет человек в любом ранге, должности и ученой степени становится интеллектуальным банкротом, если не вовлечен в процесс их постоянного обновления.
В то же время, Бюджетно-Конституционная Классно-Урочная форма образования за это не отвечает ни по Уставу, ни по Конституции, ни Бюджетными Ресурсами.
Таким образом современная Формула Образования: «Знания – через всю жизнь!» остается исключительно теоретической предпосылкой.
Современные университеты и учебные центры должны строить и обладать собственными космическими телепортами, становясь, по-существу, телекомпаниями для обмена взаимноакцептируемыми лучшими контентами. Все они должны быть вовлечены в экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт, который становится Планетарной Биржей Знаний, поставляющей их по запросу в любой конец мира, любому потребителю – от «индивидуала» до университета.
В свою очередь, биржа должна собирать, обрабатывать, переводить, обеспечивая субтитрами и синхронным переводом, эти знания на любой язык, освобождая молодое поколение и взрослых от непосильных затрат и дорогостоящего паломничества за знаниями в другие города и страны, Третьяковки и Лувры на основе себестоимости дорогостоящего перемещения и затратности пребывания.
Взяв на себя благородную просветительскую миссию и становясь технической базой биржевого распространения знаний, проект МАКСМ будет иметь все основания для ускорения окупаемости своих затрат и благодарность потомков.
Этому может способствовать стремление любого государства сделать этот проект приоритетом своей политики и реализовать Новую философию и формулу «Образование – через всю жизнь!» как составную часть Законов и Конституций, а затем и ментальной установкой человеческой цивилизации.
Необходимо внедрение этой формулы во все усилия государств, чтобы противостоять глобальным проблемам всего человечества.