Нацистские генералы рассчитывали быстро прорваться к Волге и 25 июля захватить Сталинград. Однако темпы их наступления сбили советские воины на дальних подступах к городу. Гитлеровцы не ожидали такого сопротивления. Большое значение для бесперебойного снабжения советских войск стала иметь железная дорога. Она связывала Сталинградский фронт с глубоким тылом страны. В период оборонительного сражения и подготовки контрнаступления доставку вооружения и материальных средств обеспечивали Юго-Восточная и Рязано-Уральская железные дороги.
Накануне Сталинградской битвы железнодорожное полотно в районе было развита слабо. С правобережной стороны к городу подходили лишь три однопутные линии. Поэтому осенью и зимой 1941/42 года накануне великой битвы и в ходе ее велось невиданное по своим масштабам строительство железных дорог. Скоростными темпами прокладывалась Волжская рокада 1000-километровая магистраль, соединившая Сталинград с Саратовом, далее с Сызранью и Ульяновском.
Новая линия сыграла важную роль в транспортном обеспечении аойск во время сражений под Сталинградом и на Северном Кавказе. Только с августа по октябрь 42 года в районы сражения по ней отправили 16 тысяч цистерн с горючим. Эшелоны двигались один за другим с интервалом 800—1200 метров. Железные дороги были основным источником продовольствия и вооружения советских войск.