Работа опубликована в Journal of Archaeological Method and Theory. Homo sapiens обладают способностью заботиться о других людях, которые не относятся к их родственникам, друзьям или соседям. Большинство остальных животных этим качеством похвастаться не могут и склонны защищаться от представителей других групп.
Человека, таким образом, можно назвать одним из самых толерантных существ — по крайней мере, в отношении себе подобных. Наши естественные терпимость и дружелюбие помогают сотрудничать между собой как в индивидуальном, так и в глобальном масштабе. Наличие этого качества, к примеру, четко прослеживается при оказании международной помощи в случае стихийных бедствий.
Ученые из Йоркского и Ливерпульского университетов (Великобритания) задались целью выяснить, что могло повлиять на развитие природной человеческой толерантности. Для этого исследователи рассмотрели период между 300 и 30 тысячами лет назад, который еще называют периодом «современного человеческого перехода». Именно в это время наблюдается становление Homo sapiens как в анатомическом, так и в поведенческом аспектах.
В своей работе специалисты использовали компьютерное моделирование и воспроизвели взаимодействие тысяч людей и групп между собой. В результате они пришли к выводу, что более интенсивное и продуктивное общение между нашими предками начало происходить в те времена, когда они стали покидать Африканский континент и начали расселяться на территориях с более суровым климатом.
Один из главных факторов, способствующих такому дружелюбному взаимодействию, оказался, по мнению ученых, доступ к ресурсам. Агрессия помогает защищать свою территорию и выгонять с нее чужаков, однако, когда на ней заканчиваются ресурсы, группа рискует погибнуть. Поэтому древние предки, вероятно, развили способность более терпимо относиться к тому, чтобы использовать ресурсы в границах этих территорий: это могло принести выгоду обеим сторонам.
Подобное поведение, к примеру, демонстрируют бонобо. Разные группы этих шимпанзе охотно делятся едой не только с членами своей стаи, но и с другими группами, которые проживают на «приграничных» территориях. В ухудшающихся природных условиях такая стратегия может оказаться решающей.