Обсуждение фильма «Месьё Кляйн» Джозефа Лоузи | Дмитрий Мамулия и Ури Гершович

Курс семинаров «2 ½ смысла: кино как текст»

Просмотр и анализ кинофильмов в диалоге израильского исследователя истории философии и герменевтики Ури Гершовича с ведущими российскими кинокритиками. Название программы отсылает к статье Ролана Барта «Третий смысл», посвященной строению фильма Эйзенштейна. Рассматривая определенные кадры, Барт выделяет несколько смысловых уровней. «Третий» смысл невербализуем, он ускользает, им характеризуется собственно «фильмическое». По словам Ури Гершовича, «в рамках данного цикла мы попробуем, применяя правила работы с текстом, вскрыть второй, прячущийся (но жаждущий раскрытия) смысл ряда кинофильмов, но не станем ограничиваться этим, сознавая, что кинопроизведение не исчерпывается этим уровнем осмысления».


Париж, 1942 год. Робер Кляйн не видит проблем в том, что немцы оккупируют Францию. У него есть хорошая квартира, любовница и растущий бизнес. Евреи, подвергнутые дискриминации законами, принятыми французским правительством, распродают ценные произведения искусства — и Кляйну легко договориться с ними о выгодной цене. Его приятная жизнь рушится после того, как он узнаёт, что есть другой Робер Кляйн — еврей с весьма таинственным поведением. Очень скоро такая омонимия привлекает пристальное (и угрожающее) внимание полиции к солидному торговцу искусством.



Курс подготовлен Исследовательским центром Еврейского музея, созданным семьей Блаватник.