Карл-Фри́дрих Георг Шпи́ттелер (нем. Carl Friedrich Georg Spitteler) известен под псевдонимом Карл-Феликс Тандем (нем. Carl Felix Tandem) (24 апреля, 1845, Листаль — 29 декабря, 1924, Люцерн) — швейцарский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1919 года «за несравненный эпос „Олимпийская весна“».
Развивая классический стиль и идеалистическое направление в немецкоязычной литературе, предложил оригинальный вариант эпического повествования, имевшего в видоизмененных вариантах продолжение и в литературе XX века.
Его творчество было отмечено критиками, а также Фридрихом Ницше, рекомендовавшим его на должность редактора мюнхенского журнала «Кунстварт» («Художественное обозрение»).
Биография:
Родился в Листале, неподалёку от Базеля в семье правительственного чиновника. В 1849 году в связи с назначением отца казначеем Швейцарской Конфедерации семья переехала в Берн, а Карл остался жить у тёти в Базеле и поступил в местную гимназию, получив по отдельным предметам подготовку на университетском уровне.
С детства увлекался музыкой и рисованием. В гимназии под влиянием филолога В. Вакернагеля и историка Якоба Буркхардта у него развился интерес к эпической поэзии, к творчеству поэта эпохи Возрождения Лудовико Ариосто.
По настоянию отца в 1863 году поступил в Цюрихский университет на факультет права. С 1863 по 1870 изучал теологию в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле.
После окончания обучения ради возможности заниматься литературой отказался от предложения стать пастором и в 1871 уехал в Петербург, где прожил 8 лет, работая домашним учителем в семье русского генерала. Изредка он посещал Финляндию. За это время написал поэму «Прометей и Эпиметей» («Prometheus und Epimetheus», 1881).
В 1879 возвратился в Швейцарию. На собственные средства издает свою поэму «Прометей» под псевдонимом Карл Феликс Тандем, но она не принесла ему успеха. Таким образом, он начинает понимать, что литературная деятельность не сможет дать ему средств к существованию. В 1881 занял место учителя в Нойвевилле (кантон Берн), где через два года женился на своей ученице Мари дер Хофф. Работал журналистом в газетах Базеля и Цюриха. Продолжает заниматься литературной деятельностью.
В 1892 году, когда жена писателя получила наследство, семья переехала в Люцерн, где Шпиттелер смог полностью посвятить себя литературе.
В 1887 г. Ницше рекомендовал его на должность редактора мюнхенского журнала «Кунстварт». С 1900 года, когда вышла поэма «Олимпийская весна», к Шпиттелеру пришла популярность. Тем не менее он живёт уединенной жизнью, избегая высказываний на политические темы. Всё же в 1914 году Шпиттелер высказался против союзничества с Германией в пользу нейтралитета Швейцарии. За это он лишился поддержки со стороны прогермански настроенных поклонников, но тем не менее получил в 1916 году медаль Общества франкоязычных писателей.
На 75 году жизни получил Нобелевскую премию по литературе, но лично не смог присутствовать на награждении, так как был болен. Премию получил за него посол Швейцарии в Швеции.
В 1924 году писатель умер в Люцерне. Ромен Роллан высоко ценил творчество Карла Шпиттелера и написал некролог после его смерти, сравнивая его творчество с творчеством Гомера и Гёте.
Творчество:
Первые опыты в стихосложении относятся ко времени обучения в гимназии в Базеле.
Свою первую эпическую поэму создал в Петербурге в 1881. Это была написанная ритмизированной прозой поэма Прометей и Эпиметей (Prometheus und Epimetheus) — аллегория, содержащая параллели с конфликтами и противоречиями современной автору общественной жизни.
В период работы журналистом в газетах Базеля и Цюриха создал:
поэму, написанную белым стихом, О сверхъестественном (Extramundana,1883);
сборник стихов Бабочки (Schmetterlinge, 1889);
Литературные притчи (Litterarische Gleichnisse, 1892);
прозаические произведения Маленький Фред из клана Колдери (Friedli der Kolderi, 1891) и Густав (Gustav, 1892).
В Люцерне были написаны:
Баллады (Balladen, 1896);
Ущелье Сен-Готард (Der Gotthard, 1897);
повесть Лейтенант Конрад (Conrad der Leutnant, 1898);
сборник критических эссе Забавные истины (Lachende Wahrheiten, 1898).
Наибольшую известность Шпиттелеру принесла эпическая поэма Олимпийская весна (Olimpischer Fruhling), выходившая частями с 1900 по 1905 и полностью — в 1910 году. В 1904 году известный дирижёр Феликс Вейнгартнер опубликовал хвалебную статью — с его лёгкой руки «Олимпийская весна» была признана шедевром немецкоязычной литературы. Поэма состоит из пяти книг на примерно шестистах страницах. Написанная ямбическим гекзаметром, она соединяет в себе религию, мифологию, юмор и аллегорию.
В 1908 Шпиттелер выпустил брошюру Мои отношения с Ницше (Meine Beziehungen zu Nietzsche) в связи с предъявленными ему обвинениями в плагиате. Во втором издании Прометея и Эпиметея, выпущенном под его собственным именем, критики усмотрели заимствования из книги Ницше Так говорил Заратустра, на самом деле вышедшей в свет позже первого издания Прометея.
Награды:
В 1920 году в возрасте 75 лет за поэму Олимпийская весна Карл Шпиттелер получил Нобелевскую премию по литературе. Член Шведской академии Харальд Йерне назвал мифологию Шпиттелера «уникальной формой выражения, в которой в борьбе свободного волеизъявления с навязанной необходимостью предстают на уровне идеального воображения человеческие страдания, надежды и разочарования».
В 1916 г. был награждён медалью Общества франкоязычных писателей за то, что выступил в поддержку нейтралитета Швейцарии, отвергая идею о том, что немецкоязычная Швейцария является «расовым союзником» Германии в Первой мировой войне.
В честь Шпиттелера назван кратер на Меркурии.
Основные работы:
1881 Прометей и Эпиметей (нем. Prometheus und Epimetheus)
1883 О сверхъестественном нем. Extramundana)
1887 (нем. Ei Ole)
1887 Samojeden
1887 Собака и кошка (нем. Hund und Katze)
1887 Olaf
1888 Bacillus
1889 Das Bombardement von Åbo
1889 Бабочки (нем. Schmetterlinge)
1889 Der Parlamentär
1890 Das Wettfasten von Heimligen
1891 Маленький Фред из клана Колдери (нем. Friedli der Kolderi)
1891 Густав (нем. Gustav)
1892 Литературные притчи (нем. Literarische Gleichnisse)
1892 Der Ehrgeizige
1893 Jumala. Ein finnisches Märchen
1896 Баллады нем. Balladen
1897 Ущелье Сен-Готард (нем. Der Gotthard)
1898 Лейтенант Конрад (нем. Conrad, der Leutnant)
1898 Сборник критических эссе «Забавные истины» (нем. Lachende Wahrheiten)
1900 Die Auffahrt
1901 Hera die Braut
1903 Die hohe Zeit
1904 Ende und Wende
1905 Олимпийская весна (Эпос)
1906 Imago
1906 Gras- und Glockenlieder
1907 Die Mädchenfeinde
1920 Meine frühesten Erlebnisse
1924 Prometheus der Dulder