Иван Петрович Павлов

Ива́н Петро́вич Па́влов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907), действительный статский советник. Председатель Общества русских врачей памяти С. П. Боткина (1906—1913).

Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные, а также исследовал психофизиологию типов темперамента и свойства нервных систем, лежащие в основе поведенческих индивидуальных различий.

Биография:

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были священнослужителями Русской православной церкви. Отец — Пётр Дмитриевич Павлов (1823—1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—1890).

Окончив в 1864 году рязанское духовное училище, Павлов поступил в Рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (выпускники семинарии были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета, где специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова.

Павлов как последователь теории нервизма Сеченова много занимался нервной регуляцией. Самому Сеченову пришлось оставить академию, а позднее — переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в Новороссийском университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял любимый преподаватель Павлова, ученик Карла Людвига Илья Фаддеевич Цион. Павлов не только перенял у Циона виртуозную оперативную технику, но, получив звание кандидата естественных наук в университете, собирался совместить получение своего высшего медицинского образования с работой в лаборатории Циона в МХА. Но в этот момент Цион покинул Россию. В 1875 году Павлов благодаря образованию в университете поступает сразу на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне — Военно-медицинская академия, ВМА), одновременно (1876—1878 годы) работает в физиологической лаборатории другого ученика Карла Людвига — К. Н. Устимовича на кафедре физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии. По рекомендации Устимовича летом 1877 года Павлов отправился в Германию, где работал под руководством специалиста по пищеварению Рудольфа Гейденгайна в Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша). По окончании курса академии с 1878 года работал под руководством одного из своих преподавателей ученика Клода Бернара С. П. Боткина в лаборатории при его клинике в Медико-хирургической академии. По воспоминаниям Павлова, друг Сеченова Боткин и сам был прекрасным физиологом, и Павлов считал его одним из своих главных учителей не только как клинициста, но и как физиолога. «Сергей Петрович Боткин, — говорил И. П. Павлов, — был лучшим олицетворением законного и плодотворного союза медицины и физиологии, тех двух родов человеческой деятельности, которые на наших глазах воздвигают здание науки о человеческом организме и сулят в будущем обеспечить человеку его лучшее счастье — здоровье и жизнь». Из-за интенсивной научной работы свою дипломную работу он защитил только в 1879 году, уже после окончания академии. Под руководством С. П. Боткина Павловым и Стольниковым для изучения влияния сердечных лекарств ещё до работ Старлинга и, поэтому, возможно, впервые в мире, была разработана методика с искусственным кругом кровообращения. После защиты диссертации о нервах сердца и стажировки у именитых физиологов Германии, включая самого Карла Людвига, стал заведующим этой лабораторией при клинике Боткина.

Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из желудка сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), сделав таким образом ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. В 1904 году И.П.Павлову была вручена Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желёз — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия, как подкрепление (англ. reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как «unconditioned» и «conditioned reflexes», вместо «conditional») стали основными понятиями науки о поведении (см. также classical conditioning.
В апреле-мае 1918 года Павлов прочитал три лекции, которые обычно объединяют общим условным названием «Об уме вообще, о русском уме в частности», в которых весьма критически анализировались особенности русской ментальности (в первую очередь — отсутствие интеллектуальной дисциплины).

Известно, что в годы Гражданской войны и военного коммунизма Павлов, терпя нищету и отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет.

Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства за подписью В. И. Ленина, и Павлову построили институт в Колтушах, под Ленинградом, где тот и проработал до 1936 года.

В 1920-х годах Павлов поддерживал тесные отношения со своим учеником Глебом Васильевичем фон Анрепом (1889—1955), который после революции эмигрировал в Великобританию. Павлов с ним переписывался и неоднократно встречался на международных конгрессах (в частности, в 1923 году в Эдинбурге, в 1929 году в Бостоне и Нью-Хейвене); Анреп помогал ему с переводами докладов на английский язык, а в 1927 году в переводе Анрепа в Оксфорде вышла книга Павлова «Лекции о работе больших полушарий головного мозга».

Этапы жизни:
Павлов очень мало думал о материальном благополучии и до женитьбы не обращал на житейские проблемы никакого внимания. Бедность начала угнетать его только после того, как в 1881 году он женился на ростовчанке Серафиме Васильевне Карчевской. Познакомились они в Петербурге в конце 1870-х годов.

Серафима Карчевская родилась в семье военного врача Василия Авдеевича Карчевского, служившего на Черноморском флоте. Мать будущей жены Ивана Петровича, Серафима Андреевна Карчевская, урождённая Космина, была из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ей удалось получить высшее педагогическое образование. Всю жизнь мать Серафимы Васильевны преподавала в гимназии, став потом её директором; вырастила пятерых детей одна, так как Василий Авдеевич довольно рано умер, оставив жену почти без средств. Дочь Серафима (домашние, а потом и Павлов, чтобы не путать с матерью, называли её Сара) решила пойти по стопам своей родительницы и отправилась в Санкт-Петербург поступать на Высшие женские педагогические курсы, которые она закончила, став учителем математики.

Серафима Васильевна преподавала в сельской школе только в течение одного учебного года, после чего вышла замуж за И. П. Павлова в 1881 году, посвятив свою жизнь заботам о доме и воспитанию четверых детей — Владимира (1884—1954), Веры (1890—1964), Виктора (1892—1919) и Всеволода (1893—1935). Родители Павлова не одобрили этот брак, так как семья Серафимы Васильевны была бедна, и к тому времени они уже подобрали для сына невесту — дочь богатого петербургского чиновника. Но Иван настоял на своём и, не получив родительского согласия, с Серафимой отправился венчаться в Ростов-на-Дону, где жила её сестра. Деньги на их свадьбу дали родственники жены. Следующие десять лет Павловы прожили очень стеснённо. Младший брат Ивана Петровича Дмитрий, работавший ассистентом у Менделеева и имевший казённую квартиру, пустил молодожёнов к себе.

В Ростове-на-Дону Павлов бывал и дважды жил по нескольку лет: в 1881 году после свадьбы и в 1887 году вместе с женой и сыном. Оба раза Павлов останавливался в одном и том же доме, по адресу: ул. Большая Садовая, 97. Дом сохранился до настоящего времени. На фасаде установлена памятная доска.
В 1883 году Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

В 1884—1886 годах Павлов был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у В. Вундта, Р. Гейденгайна и К. Людвига.

В 1890 году Павлов избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 году — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 года. Одновременно (с 1890 года) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном принцем А. П. Ольденбургским Институте экспериментальной медицины.

Учёный любил отдыхать вместе с супругой в городке Силламяэ (ныне Эстония), где с 1891 года вплоть до революции они снимали самую большую дачу на весь летний сезон, на три месяца — июнь, июль, август. Она находилась в местечке Тюрсамяэ во владениях А. Валдманна. По утрам Иван Петрович работает в цветнике. Он удобряет почву на клумбах, высаживает и поливает цветы, меняет песок на дорожках. Днем семья уходит по ягоды или по грибы, вечером обязательны велосипедные прогулки. В 11 часов дня Павлов собирает свою городошную компанию для игры в городки. В основную группу входят сам Павлов, профессор-технолог Д. С. Зернов, художники Р. А. Берггольц и Н. Н. Дубовской.

К городошникам нередко присоединялись соседи — академик А. С. Фаминцын, профессор В. И. Палладин, профессор А. А. Яковкин, отец и сын Строгановы, ученики Павлова — будущие академики Л. А. Орбели, В. И. Воячек и другие ученики, сыновья Ивана Петровича и их товарищи. Дискуссии, которые вели старшие городошники, были для молодёжи своеобразным университетом культуры.

Будучи любителем гимнастики, Павлов организовал «Общество врачей — любителей физических упражнений и велосипедной езды», где был председателем.

Членство в Императорской Санкт-Петербургской академии наук:

1901 — избран членом-корреспондентом.
1907 — избран действительным членом (академиком).
В 1904 году Павлову была присуждена Нобелевская премия в области медицины и физиологии за «воссоздание» истинной физиологии пищеварения.
Почётный член Московского университета (1916). Член Французской академии наук (1911), Ирландской королевской академии (1917), Леопольдины (1925).

В 1918 году И. П. Павлов вместе с семьёй получил квартиру в ленинградском Доме академиков (современный адрес: Санкт-Петербурге, 7-я линия Васильевского острова, 2/1, лит. А, кв. 11). Учёный прожил здесь 18 лет, до самой смерти. Сейчас по этому адресу находится музей-квартира И. П. Павлова, а на фасаде здания укреплена мемориальная доска в память о великом физиологе.

В 1921 году СНК РСФСР издал специальный декрет за подписью В. И. Ленина о создании условий, обеспечивающих научную работу Павлова. Несмотря на идейные расхождения с большевиками, Павлов остался на родине и признавался: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке».
C 1925 года и до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
В 1935 году на 15‑м Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почётным званием «старейшины физиологов мира». Ни до, ни после него ни один биолог не удостаивался такой чести. На приёме, устроенном советским правительством для делегации этого конгресса, Павлов сказал: «…Мы, руководители научных учреждений, находимся прямо в тревоге и беспокойстве по поводу того, будем ли мы в состоянии оправдать все те средства, которые нам представляет правительство». О высоком чувстве ответственности перед Родиной говорил учёный и в своем письме к молодёжи, написанном незадолго до своей кончины.

Академик Иван Петрович Павлов скончался 27 февраля 1936 года в Ленинграде. В качестве причины смерти указывается пневмония. Отпевание по православному обряду, согласно его завещанию, было совершено в церкви св. Иоанна Кронштадтского в Колтушах, после чего в Таврическом дворце состоялась церемония прощания. У гроба был установлен почётный караул из научных работников вузов, втузов, научных институтов, членов пленума Академии и других. Похоронен Иван Петрович на мемориальном кладбище Литераторские Мостки.

Награды:

Медаль Котениуса (1903 год)
Нобелевская премия (1904 год)
Baly Medal (1905)
Медаль Копли (1915 год)
Крунианская лекция (1928 год)

Состав семьи:

Жена: Серафима Васильевна Карчевская (Павлова) (1859—1947), педагог-математик.
Сын Владимир (род. в 1882), умер во младенчестве.
Сын Владимир (1884—1954), физик; часто сопровождал отца в зарубежных командировках, выступая в качестве его переводчика.
Дочь Вера (1890—1964), физиолог, биолог, первый директор и хранитель Мемориального музея-квартиры И. П. Павлова.
Сыновья: Виктор (1892—1919), гистолог, умер от сыпного тифа; и Всеволод (1893—1935), военный, юрист, лингвист, лермонтовед; личный штатный секретарь И. П. Павлова, помогал отцу с переводами статей и писем, сопровождал его в зарубежных поездках в качестве переводчика.

Собака Павлова. Музей Павлова:

доказал физиологическую основу психики (в экспериментах с условными рефлексами);
разработал учение о темпераментах (на основе свойств нервной системы); к учению о темпераментах добавляет разделение людей на мыслительный, художественный и средний типы;
оказал огромное влияние на объективный, количественно измеримый подход физиологических процессов организма в бихевиоризме, рефлексологии, условно-рефлекторной терапии;
ввел понятие второй сигнальной системы (речь), посредством которой (словом) можно воздействовать в лечебных оздоровительных целях на первую сигнальную систему (ощущения);
доказал влияние коры головного мозга на работу внутренних органов и их заболевания (кортико-висцеральная теория К. М. Быкова), предпосылки психосоматики;
учение об экспериментальных неврозах (срывах) (см: Обсессия#Теория И. П. Павлова и его последователей): об их возникновении (перенапряжение НС) и угасании (отдых, устранение отрицательных раздражителей); а также некоторых психических заболеваниях (охранительное торможение, патологическое растормаживание-возбуждение; симптом Павлова);
совместно с М. К. Петровой разрабатывает успокаивающую смесь на основе брома и кофеина с обязательным учетом дозировки исходя из особенностей НС пациента (впоследствии «Микстура Павлова»);
на основе метода мнимого кормления получил натуральный желудочный сок, использующийся как лекарство для пищеварения;
научно обосновал пользу терапии сном (сонная терапия) на основе открытия охранительной и целебной роли торможения, также описал физиологию внушения и гипноза;
разработал и усовершенствовал хирургические методы исследования функций организма для экспериментов: «Павловский изолированный желудочек», «Экк-Павловские фистулы» и др.;
выдающиеся исследования о работе главных пищеварительных желёз («воссоздание» истинной физиологии пищеварения);
исследования по физиологии кровообращения, ставшие классическими;
ввел понятия «рефлекс цели» (поощрял коллекционирование, хобби); понятие «рефлекс свободы» (указывал на решающую роль баланса свободы (возбуждения) и дисциплины (торможения) в воспитании);
выступал с критическими лекциями о субъективности психологов; с публичными критическими лекциями о характеристике русского ума (ментальности); с лекциями о нравственном наставлении молодёжи

Советская идеологизация:

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки, его научный подвиг рассматривался и как подвиг идеологический (в чём-то «школа Павлова» (или учение Павлова) стала идеологическим феноменом). Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 году так называемая «Павловская сессия» АН СССР и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова