«Космография» Анания Ширакаци: как армянский мыслитель смог опередить свое время

Анания Ширакаци в армянской традиции считают отцом естественных наук. Его поистине энциклопедические знания и уникальные для своего времени сочинения охватывают широкий спектр предметов, включая, среди прочего, арифметику, астрономию, алхимию и натурфилософию. Он отредактировал армянский календарь – труд, который у других народов часто требовал созыва целые коллегии учёных и исследователей.

Созданный им учебник по арифметике, является уникальным по уровню для той эпохи. Он состоит из нескольких частей: теоретической и ряда таблиц с основными математическими операциями. Это самая ранняя из известных работ подобного рода. Не менее примечательно, что Ширакаци первым использовал так называемые забавные задачи – то есть такие, где условия основаны на реальных, порой обыденных, ситуациях. Сегодня они привычны каждому школьнику, но в ту эпоху были новым явлением, заметно упростившим преподавание. Его работы составили ядро трудов в данных областях, опубликованных к тому времени на армянском языке. Неудивительно, что статуи учёного были установлены в главных общественных местах столицы Армении – Еревана.

Учебник Арифметики Шикараци / ©matenadaran.am

Точная дата рождения будущего учёного неизвестна; скорее всего, он появился на свет с 598 по 610 года нашей эры. Анания, с юных лет стремившийся к знаниям и постижению мира, учился в местных армянских школах, возможно, при монастыре Дпреванк, где изучал священные тексты, армянскую литературу и иностранные языке, в частности, греческий.

Его тяга и любовь к знаниям стали смыслом его жизни. В те далёкие времена наука была неотделима от религии – христианства, и монастыри являлись центрами передовой мысли. Анания в своей автобиографии говорит, что хотел заниматься философией, изучать математику, которую молодой человек считал матерью всех знаний.

География путешествий Анании обширна: ему бы могли позавидовать телеведущие программы «Орёл и решка»: Ширакаци учился в Феодосиополе (сегодня Эрзерум), Трапезунде, Иерусалиме, провёл три года в Александрии, некоторое время — в Риме, посетив, как гласит посвященная ему легендарная традиция, и Венецию, где научил местного правителя добывать из воды (нет, не вино) золото! А затем Ширакаци много лет жил и учился в Константинополе.

После стольких лет обучения неудивительно, что Анания Ширакаци пользовался внушительной репутацией эрудита из-за множества тем, затронутых в сохранившихся работах, приписываемых ему. Обычно выделяют 29 произведений, среди них: «География», «Арифметика», «О нечётных и чётных числах», «О проблемах и решениях», «Астрономия», «Таблицы движения Луны», «О вращении небес», «Литургические календари», «Проповеди на Крещение Господне» и, конечно же, «Космография».

Вернувшись в 661 году на родину,
Ширакаци поселился в родном Ширакаване, где открыл школу, чья
слава вскоре распространилась по стране. Наряду
с педагогической деятельностью он занимался научной работой, писал ценные
произведения.

Господство христианской церкви в мире, в котором жил, учился, а затем и учил Ширакаци повлекло создание яркой смеси теологических воззрений, часто подаваемых как аксиомы, без критического разбора – но в них он очень тонко и аккуратно вплетал естественно-научные доказательства, полученные опытным, эмпирическим путём.

Так, например, в вопросе сотворения мира Ширакаци вслед за отцами церкви полагал, что земля и небо сотворены Господом. И в то же самое время его концепция «Возникновение есть начало разложения» формулирует в «Космографии Ширакаци», предвосхищая идею энтропии на тысячу лет.

Ширакаци, вслед за Птолемеем, считал Землю центром Вселенной. Эта идея была одобрена Церковью, но оставался другой важнейший вопрос: плоская она или шарообразная? Вопреки тому, что часто может услышать наш современник, люди до Нового времени вовсе не ждали, что корабли мореплавателей могут свалиться за край плоской Земли: то, что она шарообразна было известно с глубокой древности: уже Аристотель в 330 году до нашей эры доказывает это на вполне современном уровне.

Проблема заключалась в том, что в VI веке нашей эры крупный византийский торговец Косьма Индикоплов решил оспорить это мнение античных авторов. Он сочинил так называемую «Христианскую топографию», где попытался трактовать Ветхий завет так, будто Земля в нем изображена плоской. В действительности для ее обозначения там используется древнееврейское слово хуг – круг, шар. Возможно, впрочем, что торговец не знал древнееврейского, а в древнегреческом переводе использовалось слово «круг», что и создало почву для заблуждения.

Европейское изображение XII века показывает Землю шарообразной: к тому времени влияние Индикоплова было вполне преодолено, тем более, что Запад уже получил доступ и к трудам древнегреческих авторов. Но вот для Шаракаци, по времени куда более близкому к Косьме Индикоплову, было куда сложнее бороться с авторитетом византийского автора / ©matenadaran.am

Следует понимать, что Византия тогда была интеллектуальным центром мира: ислам еще не создал крупную науку, характерную для него с VIII века нашей эры, Западная Европа находилась в состоянии сильнейшей варваризации, и своих влиятельных мыслителей имела довольно немного. Поэтому мнение Косьмы Индикоплова имело некоторое влияние на образованных людей VII века, времени, когда жил Анания Ширакаци. Сам он, как человек долго обучавшийся в Византии, должен был иметь заметную смелость, чтобы выступить с иной точкой зрения.

И тем не менее, вопреки достаточно авторитетному мнению Косьмы Индикоплова, учёный утверждал, что наша планета не плоская лепёшка, этакий лаваш, а предмет шарообразной или, точнее, яйцеобразной формы: «словно желток, находится в центре, воздух вокруг неё подобен белку, а небо окружает всё, как скорлупа». Возможно, данное суждение было основано в том числе и на армянской традиции, ибо жители армянского нагорья наблюдали за звёздами примерно с V тысячелетия до нашей эры.

Об этом говорит бесчисленное количество астрономических символов обнаруженных в наскальных рисунках Армении. Например, на камнях вблизи верховий гор Ухтасар и Ишханасар, скалах вокруг озера Севан и других местах, где символически отражены Земля, Солнце, Луна, планеты, кометы, звёзды, созвездия и даже Млечный Путь.

Древняя обсерватория Армении. Караундж / ©ArmGeo

Вполне возможно, что Ширакаци не только знал об этих древних обсерваториях, но и самостоятельно их посещал. Ведь его родина – историко-географический регион в северо-восточной части Армянского нагорья – Ширак, от названия которого и произошла фамилия учёного, находился не слишком далеко от «Армянского Стоунхенджа» – крупного комплекса мегалитических надгробий бронзового века, который принято называть Обсерваторией Караунджа. Хотя и в самом Шираке и многочисленных местах между озером Севан и южным Сюником обнаружены аналогичные мегалиты.

При внимательном прочтении «Космографии» нетрудно сделать вывод о том, что Ширакаци расходился с теологами и в вопросе равновесия Земли. Согласно Священному Писанию, она держится на воде или, точнее, море: «И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями». Анания же считал, что от падения «тяжёлую» планету удерживает сильный ветер, поддувающий снизу, — эту гипотезу позже назовут теорией вихрей.

Анания, как и Птолемей, полагал, что от падения «тяжелую» планету удерживает сильный ветер / ©vstrokax.net

Разумеется, с сегодняшней точки зрения это представление неверно — но надо понимать, что до открытия силы тяготения даже самый рациональный анализ не мог бы достаточно точно прояснить, что именно поддерживает Землю.

Ширакаци выступал за рационализм в изучении природы и порицал суеверные верования и астрологию. Он резко критиковал халдейских гадалок за попытки связать судьбы людей, их удачи и несчастья с движением звёзд, утверждая, что судьба человека не определяется заранее тем, под какой звездой рождается ребёнок. Ширакаци считает подобные заявления заблуждением, а их авторов — глупцами. Если эта астрологическая теория верна, если жизнь человека предопределена моментом его рождения, писал Ширакаци, то почему слуги стремятся к хорошей жизни, ведь Бог предопределил их несчастную жизнь? И если Бог вкладывает зло в маленького невинного ребёнка, то Бог сам является злом.

Рукопись «Космографии» Шикараци / ©matenadaran.am

Анания знал и пользовался трудами древнегреческих языческих мыслителей, хотя в тот период за чрезмерную опору на них можно было «заработать» статус еретика и лишиться рук и ног. Некоторые воззрения древних он высмеивал, особенно греческие мифы, которые утверждали, что Млечный Путь — пролившееся грудное молоко богини Геры, когда она оттолкнула присосавшегося к её груди ребёнка, Геракла.

Мифы армян о сотворении Млечного пути, которые Ширакаци тоже знал, также, скорее всего, вызывали у исследователя лишь улыбку. Древняя армянская легенда рассказывает историю бога войны Ваагна, который в холодную зиму отобрал солому у ассирийского царя Баршама и привёз её в Армению для того, чтобы люди могли согреться. Согласно этой истории, Млечный Путь возник из-за того, что часть соломы в процессе была рассыпана Ваагном по небу. Поэтому Млечный Путь по-армянски называется «Дорога соломокрада».

Картина Тинторетто «Происхождение Млечного Пути», 1575—1580 гг. / ©Getty Image

В «Космографии» Ширакаци объясняет природу нашей Галактики: он говорит, что Млечный Путь состоит из «множества скопившихся звёзд, слабых и сильных, свет которых из-за неясной видимости воспринимается одинаково». Эта точка зрения была передовой не только для VII века, но казалось новым и прогрессивным спустя тысячу лет.

Чтобы понять, насколько революционной была эта мысль для того времени, следует вспомнить, что космология того периода – там, где отдельные ловкачи, вроде Косьмы Индикоплова, не пытались привлечь авторитет неверно толкуемой ими Библии – в основном опиралась на труды античных авторов. Самым авторитетным из них был Аристотель, и согласно нему Млечный Путь состоял вовсе не из далеких звезд. В своем труде «Метеорологика» он утверждал, что это следствие горения огненных испарений от звезд, а вовсе не далекие звезды – причем он считал, что звезды эти находятся в верхних слоях атмосферы Земли, ниже Луны.

К сожалению, в «Космографии» Ширакаци не поясняет, почему посчитал авторитетное мнение Аристотеля неверным. Но, исходя из логики, можно предположить, что его смутила одинаковая форма Млечного Пути на протяжении длительного времени. Очевидно, что процессы горения таких размеров и стабильности весьма малореалистичны.

Кстати, учёный призывал не обманываться и маленькими размерами Солнца – на самом деле оно больше Луны, просто находится намного дальше нее. Расстояние до светила от Земли он приводит в «Геометрической астрономии» — 30 млн. 930 тыс. стадий или примерно 5,5 млн. км. Тут, конечно, Ширакаци промахнулся, но учёный верно полагал, что на Луне имеются кратеры (кстати, в 1979 году именем Ширакаци был назван один из них).

Кратер Ширакаци на Луне / ©ESA

Опять речь идет об идее, заметно опережающей свое время: в европейской науке вплоть до изобретения телескопов единого мнения на этот счет не было. Соответствующие темные области на Луне объясняли морями или просто темными низменностями.

Анания считал, что спутник Земли вызывает морские приливы и отливы и отражает солнечный свет. Хотя последнее суждение Ширакаци, скорее всего, почерпнул из идей Езника Кохбаци, армянского богослова V века., которые так описывает своё понимание языческих космологических идей:

«И Луна не имеет своего собственного света, но, скорее, она исходит от Солнца, говорят они , что с какой бы стороны ни появилось Солнце, с той самой стороны свет начинает исходить к нему. Луна не обладает своим собственным светом… — это ложь…».

Данное суждение содержится и в главном греческом источнике космологии – «Гексамероне» Василия Великого. В беседе VI «О сотворении небесных светил»:

«И никому да не кажется невероятным утверждаемое, что иное есть блистательность света, а иное – тело, в котором находится свет…».

И
дальше в той же беседе:

«А потом удостоверение в исследуемом можно нам находить и в видоизменениях Луны. Ибо когда она исходит и убывает, тогда не тело её совершенно истребляется, но представляет она нам явления уменьшения и возрастания тем, что слагает с себя и опять восприемлет облекающий её свет».

Однако
рассказ Анании показывает ясное понимание этого явления:

«Но наши предшественники, которые старались понять её , говорили следующее: …она не имеет света по природе, но благодаря участию берёт его от солнца, подобно зеркалу, находящемуся против Солнца , она также отражает множество лучей от себя, точно так же, как делает это зеркало. Однако два отца Церкви утверждали, что Луна излучает собственный свет, а не получает его от Солнца».

Ширакаци подробно рассказывает о «лунных затмениях» солнца, вопреки абсурдным объяснениям халдейских астрологов, которые связывали затмения с движениями небесного дракона, который своим хвостом якобы покрывает Солнце или лунный диск, и вызывает затмение. Ширакаци объяснял, что происходит, когда Солнце вращается в северном полушарии, а Луна — в южном полушарии (Земля падает между ними) и блокирует проникновение солнечного света к Луне, вызывая лунное затмение. А когда Луна падает между Солнцем и Землёй, она блокирует проникновение солнечного света на Землю, и происходит солнечное затмение.

«Космография» Ширакаци часто противоречит отцам Церкви: есть указания на то, что книги «уличённого в невежестве» учёного находились под запретом. Дошло до того, что Ширакаци подвергался гонениям, его труды запрещали, но в народной памяти, как это часто бывает, сохранился особый образ армянского мыслителя. Народные легенды о нем утверждают, что он нашёл высоко в горах неувядающий, волшебный цветок Амаспюр, который дарует мудрость, если его съесть. Однако, пройдя путь от праха чёрного и до небесных тел, разгадав тайны мудрейших слов и дел, распутав все узлы, лишь узел смерти Ширакаци распутать не сумел. Великий учёный умер около 685 года нашей эры. Традиционно считается, что Анания был похоронен в селе Анаванк (нынешняя территория Турции), однако традиция, вероятно, произошла от названия села.

Произведения Анании Ширакаци оставили глубокий след в средневековой армянской письменной традиции, особенно в области естественных наук. Трудно выделить последующих армянских исследователей естествознания, которые бы не использовали труды Ширакаци.