Окрашивание тканей берет свое начало с доисторических времен — для этого использовали красители, получаемые как из растительных, так и из животных источников. Почему цвет тканей важен? Дело в том, что он дает представление о различных аспектах древних сообществ, включая технологические достижения, моду, социальную структуру общества, сельское хозяйство и торговые связи. Но в археологических памятниках текстиль встречается крайне редко: как любой органический материал, он подвержен быстрому разложению, а для его сохранения требуются особые условия, чтобы предотвратить разрушение микроорганизмами.
И такие условия удивительным образом сложились в древнем районе долины Тимна — впадины на юге пустыни Арава, в 25 километрах на север от города Эйлат (современный Израиль). Начиная с 2013 года там идут раскопки в рамках проекта «Центральная долина Тимны». Тимна принадлежала к исторической области под названием Идумея (Эдом) и была центром добычи меди — нефти железного века: ее плавка требовала знаний и умений, а те, кто владел ими, считались ценными специалистами того времени. И именно там, в районе «Холма рабов», археологи обнаружили десятки фрагментов древнего разноцветного текстиля из шерсти.
Расположение «Холма рабов» (долина Тимна) и других археологических памятников железного века / naturalearthdata.com
Ученые из Управления древностей Израиля и Университета имени Бар-Илана сосредоточились на технологии окрашивания. Для идентификации органических красителей трех кусков ткани они применили метод жидкостной хроматографии высокого давления, при котором подвижной фазой служит жидкость, движущаяся через хроматографическую колонку. В итоге авторы исследования выяснили, что обнаруженный ими текстиль был окрашен в настоящий фиолетовый цвет, также известный как королевский пурпурный. Этот краситель получали из железы, расположенной рядом с прямой кишкой трех видов моллюсков, обитающих в Средиземном море, путем сложного и многоступенчатого процесса дистилляции, который продолжался несколько дней.
Раковины трех видов тропических морских брюхоногих моллюсков Murex. Слева направо: S. haemastoma, Н. trunculus и B. brandaris / Шахар Коэн
Это было поистине сложно: сбор моллюсков и извлечение их железы требовали знания биологии и гораздо больших усилий, чем сбор растений в поле. Вдобавок окрашивать ткани нужно было рядом с местом происхождения моллюсков, так как свежесть материала сильно влияла на результат. Существовала и имитация пурпура — его производили с применением более дешевых материалов.
Однако уникальность настоящего пурпура в том, что он не тускнеет и имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетово-синего. Ввиду всего этого королевский пурпур во многих древних обществах считался самым престижным красителем для текстиля и ассоциировался с царственностью и богатством.
Фрагмент шерстяного текстиля, который украшен нитками, окрашенными королевским пурпуром, примерно 1000 год до нашей эры, долина Тимна, Израиль / © Дафна Газит, Управление древностей Израиля
Поскольку технологию пурпурного окрашивания мы больше не практикуем, знания о нем основаны главным образом на текстовых источниках, таких как работы древнеримского писателя Плиния Старшего. Экспериментальное окрашивание также дает представление о древней технологии.
Шерстяная нить из двух скрученных прядей с розово-пурпурным краем / © Дафна Газит, Управление древностей Израиля
Предполагается, что пурпур впервые получили в Финикии еще в 1570 году до нашей эры. О том, что им окрашивали ткани в Южном Леванте в железном веке, говорится во многих христианских и еврейских текстах, в том числе упоминающих Храм Соломона — одну из важнейших построек третьего еврейского царя, который правил объединенным Израильским царством в период его наивысшего расцвета и был сыном царя Давида. Но находка израильских ученых уникальна: радиоуглеродное датирование подтвердило, что обнаруженные куски текстиля датируются примерно 1000 годом до нашей эры, эпохой Давида и Соломона.
Одно из волокон под поляризационным микроскопом / © Наама Сукеник
«Это первые куски ткани, окрашенные пурпуром, когда-либо найденные со времен Давида и Соломона. В древности пурпурное одеяние ассоциировалось со знатью, священниками и, конечно, с царской семьей. Великолепный оттенок и тот факт, что он не тускнеет, а также сложность производства красителя, который в ничтожных количествах содержится в теле моллюсков, — все это сделало его самым ценным, а стоил он порой дороже золота. Прежде мы встречали только остатки раковин моллюсков и черепки с пятнами пурпура, которые говорили о существовании его производства в железном веке. Но впервые у нас есть прямые доказательства самих окрашенных тканей 3000-летней давности», — рассказывают ученые. Их работа опубликована в журнале PLOS One.
Кроме того, по словам археологов, в одном из найденных фрагментов ткани им удалось идентифицировать метод двойного окрашивания, когда использовали сразу два вида моллюсков для обогащения красителя. Эту технологию как раз описывал Плиний Старший.
«Новые находки подтверждают наше предположение о существовании в Тимне элиты, что говорит о стратифицированном обществе. Кроме того, поскольку моллюски обитали в Средиземном море, это общество, очевидно, поддерживало торговые отношения с другими народами, которые жили на прибрежной равнине. Однако у нас нет свидетельств каких-либо постоянных поселений на территории идумеев, ведь в раннем железном веке Идумея была царством кочевников. А когда мы думаем о кочевниках, нам трудно избавиться от сравнений с современными бедуинами, поэтому и сложно представить королей без великолепных каменных дворцов и обнесенных стенами городов. Тем не менее при определенных обстоятельствах кочевники тоже могут создавать сложную социально-политическую структуру, которую библейские авторы могли бы определить как царство», — подытожили исследователи.