«Федеральная газета», № 05 (156), май 2011 г. Статья «Образование взрослых как важный фактор инновационного развития»

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

     Одним из приоритетов Президента России Дмитрия Медведева стал государственный курс на модернизацию российской экономики с внедрением в нее инновационных начал. «Мы поставили перед собой довольно непростую задачу — обеспечить переход России на инновационную модель развития и к 2020 году по объему экономики войти в пятерку веду­щих стран мира», — заявляет Глава государства. Но невозможно совершить модернизацию экономики без массового обучения и переподготовки кадров. И этим нужно заниматься прямо сейчас, а не ждать окончания кризиса и улучшения ситуации.

Дистанционное обучение как руководство к действию

     Следует отметить, что за послед­ние годы использование Интернета в школах возросло в пять раз, пропор­ционально увеличилось количество предоставляемых электронных сер­висов, создана связка с федеральны­ми образовательными сетями для об­еспечения доступа к образовательным и общественно значимым образовате­льным ресурсам, созданным на федеральном уровне.

     Но будем реалистами: относитель­ная массовость Интернета распространяется лишь на густонаселенные и промышленно развитые российские регионы. На самом деле стоимость об­учения в интернет-сети всегда высока и пропорциональна численности поль­зователей. При массовом обучении, то есть более 100 тыс. человек, она будет в сотни раз превышать стоимость об­учения с использованием спутников, где стоимость уменьшается пропорци­онально численности пользователей.

     В массовом порядке эффективное образование может обеспечиваться то­лько при помощи дистанционных форм обучения. Лишь дистанционное обучение по производительности многократно пре­восходит классно-урочную систему: вмес­то сорокаместной аудитории знаменитый профессор получает сразу полмиллиона слушателей в разных уголках Земли.

     Нами, и, к примеру, в Современной гуманитарной академии (СГА), сегодня отработаны на практике новые образо­вательные технологии, о которых пре­жде можно было только мечтать.

     Дистанционное спутниковое обуче­ние позволяет то, что в принципе невоз­можно даже в самой прекрасной школе или в самом «продвинутом» универси­тете. Только при дистанционном обуче­нии все без исключения учащиеся могут получать знания из видеолекций лучших профессоров планеты — выдающихся популяризаторов научных дисциплин. Вообразите, что житель Техаса изучает физику по лекциям нобелевского лауре­ата из Санкт-Петербурга, а житель Якутии приобретает профессию экономис­та по лекциям нобелевского лауреата из Чикаго!

     Видеосигнал с высококачественным образовательным контентом передается либо через космический телепорт на спутник, а оттуда на телеприемник человека, либо через Интернет — на ком­пьютер. Такое обучение в большей степени интересно и подходит взрослым, поскольку они учатся для повышения собственной конкурентоспособности, а не ради пятерки в дневнике или заче­та в зачетной книжке.

     Помимо субтитров, ведется еще и синхронный перевод. Также дистан­ционно проводятся и семинары, и кон­сультации перед экзаменами, и сами экзамены.

     Все технологии для этого превос­ходно отработаны: видеосигнал можно передавать и через спутник на обыкно­венный телевизор, и через Интернет на компьютер. Эти технологии воплощены в жизнь в Современной гуманитарной академии — базовой образовательной структуре МА «Знание».

     СГА в настоящее время располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 900 городов в 14 государствах мира. Более 2,5 тыс. профессоров обеспечивают обучение по 68 специальностям 175 тыс. студентов.

     Чтобы доступ к мировым знаниям сделать массовым, образование взрос­лых должно стать отдельной независи­мой суперотраслью во всех странах ми­ра. И надо сказать, что во многих странах образование взрослых уже становится новой наднациональной отраслью.

     Однако препятствие нашлось вовсе не в технических средствах, а в информационном праве. Педагоги-просвети­тели охраняют свои курсы с помощью копирайтов: «мои знания», «моя лек­ция», «мой контент».

     Да, представьте себе! Если же выпла­чивать за каждое использование видеолекции гонорар, обучение для многих станет недоступным. Но самое главное, что все эти «мои курсы» обычно явля­ются компиляциями. Ну как сегодня можно торговать, скажем, пересказом основ квантовой механики, которые бы­ли заложены в начале прошлого века? Однако некоторые педагоги не желают согласиться, что их лекции созданы на основе открытий ученых разных стран и разных эпох. Иногда и государства выступают на стороне таких педагогов, прикрываясь соображениями охраны авторских прав.

     Миру известно, что все «секреты» уже давно упрятаны в технологии и оста­ются секретами разве что для слабораз­витых стран. Нашли же мы с американ­цами общий язык в космосе, освоение которого некогда также считалось де­лом сверхсекретным.

     Но еще важнее другое. Две наши державы, как авторитетнейшие игроки на мировой арене, должны предложить формулу, согласно которой лекционные курсы будут становиться достоянием всего человечества не за гонорары при каждом их «показе», а за единоразовую плату. Ну, и плюс за некое моральное вознаграждение, скажем, внесение фа­милии автора курса в Почетную книгу популяризаторов, которая будет созда­на при ООН.

     В общем, чтобы преодолеть менталь­ное эго педагогов-просветителей, в ближайшее время нам предстоит изменитьмеждународное законодательство в об­ласти авторского и смежного прав.

Вместо послесловия

     К моему огромному сожалению, Рос­сия не входит в число тех стран, где образованию взрослых уделяют должное внимание. Можно сказать, что ситуация в России наихудшая.

     Мы зашторили окна поезда, идущего в никуда, и свистим паровозным гудком, оповещая о том, что у нас все хорошо. Это неправда. Сегодня Россия — потемкинская деревня!

     Мы должны быть повёрнуты лицом к инновациям и новаторам, минуя длин­ный бюрократический пробег. Нужны инновационные перемены на менталь­ном уровне — в нас самих!

     Как долго ещё наша страна намере­на подменять нормальное финансиро­вание фундаментальной и прикладной науки, высшего, среднего техническо­го и профессионально-технического образования псевдоорганизаторской суетой? По оценкам экспертов, фунда­ментальная наука уже отстала у нас ми­нимум на два поколения, а прикладная наука в значительной своей части про­сто уничтожена. Среднее техническое и профтехническое образование также либо уничтожено, либо влачит самое жалкое существование.

     Перед лицом деструктивной роли нарастающей безработицы, бедности, нищеты и плохо управляемой миграции необходимо менять инструменты раз­вития и управления, чтобы не оказать­ся перед лицом ещё более запущенных проблем и кризисов.

     Ещё и ещё раз утверждаю: необходи­мо массовое и непрерывное образова­ние людей, причём минимально и только первоначально основанное на обучении, а затем предоставление им возможности изучения по интересам и способностям.

     Обновление знаний происходит со скоростью многократно превосходящей традиционные классно-урочные обра­зовательные технологии. Каждый год обновляется до 20% используемых се­годня знаний. «Банкротство» по специальности наступает через 5-6 лет.

     Знания — это энергетическая среда цивилизации, которая «разлита» среди множества университетов, образовате­льных и научных центров.

     Образованные люди должны непре­рывно двигаться и взаимодействовать в мировом пространстве по принципу сообщающихся сосудов.

     «Знания на экспорт!» — вот выдвига­емая нами новая теория успеха, его соци­альная и экономическая составляющая.

     Сегодня недостаточно быть выпус­кником Оксфорда, Кембриджа или Стэнфорда. Для преподавания с университет­ской кафедры недостаточно быть даже Нобелевским лауреатом. Нужен талант популяризатора новейших достижений цивилизации в самых разных отраслях знаний, обеспеченный производительны­ми технологиями распространения.

     Для этого нужен общий центр дис­трибуции знаний — Всемирный Уни­верситет Дистанционного Образования (ВУДО), как мировая биржа знаний. И не по названию, а по сути.

     ВУДО должен стать аккумулятором глобального научного потенциала, в ви­де контентов от лучших профессоров известных университетов мира, единой электронной библиотеки образовате­льных контентов и лекций выдающихся людей мира, включая нобелевских ла­уреатов. Нужны глобальные действия в образовании, поскольку сами пробле­мы глобальны, по сути и происхожде­нию. Таков вектор на пути устойчивого развития общества Будущего, указан­ный в Декларации тысячелетия ООН.

     Приоритеты обучения сменяются приоритетами изучения, при безуслов­но важной роли преподавателей, но очень высокой квалификации и облада­ющих самыми современными знаниями. В таких учителях нуждается глобальная аудитория и космонавтике нужно поза­ботиться о техническом увеличении их глобальной производительности.

     Здесь без космических коммуникаций не обойтись. Современные университе­ты и учебные центры должны строить и обладать собственными космическими телепортами для обмена взаимно акцеп­тируемыми лучшими контентами.

     Традиционная система образования базируется на формуле: «Образование — на всю жизнь», что было достаточно, когда знания обновлялись раз в 30 лет. Время потребовало другой формулы: «Образо­вание — через всю жизнь».

     В мире признано, что образование взрослых — это важнейший инстру­
мент общественного развития в осно­ве Устойчивого развития человечества. Оно входит в Цели Развития Тысячеле­тия, Программу ООН на XXI век и является наднациональной, абсолютно са­мостоятельной отраслью планетарного мироустройства и миропонимания.

     Сегодня, не будучи прописанной в конституциях государств и уставах министерств образования, эта отрасль — экономический «подснежник» в государ­ственной экономике. Тем не менее, она оборачивает в два с половиной раза больше денежных средств, чем совокуп­ный бюджет государств на образование.

     Образование взрослых—самодоста­точная отрасль, т.к. является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удов­летворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи.

     Важно добиться реального, а не декла­ративного включения в приоритеты поли­тики государств, признания и поддержки наднациональной внебюджетной суперот­расли планетарного мироустройства — образование взрослых. Это единственная возможность справиться с общепланетар­ными и вселенскими проблемами, сто­ящими перед человечеством.

     Все мы знаем о том, что Правительс­твенная Концепция развития России до 2020 г. предусматривает оптимальный, высокотехнологичный, инновационный сценарий развития страны. Одним из приоритетов Президента России Дмит­рия Медведева стал государственный курс на модернизацию российской эконо­мики с внедрением в нее инновационных начал. «Мы поставили перед собой довольно непростую задачу—обеспечить пе­реход России на инновационную модель развития и к 2020 году по объему эконо­мики войти в пятерку ведущих стран ми­ра», — заявляет Президент России.

     Может ли стратегия модернизации увенчаться в России успехом или нет — судить нашим маститым экономистам-реформаторам. А я скажу так: увы, невозмож­но совершить модернизацию экономики без массового обучения и переподготовки взрослых кадров. И этим нужно занима­ться прямо сейчас, а не ждать окончания кризиса и улучшения ситуации.

     Так и только так Россия сможет стать сильной, могущественной и цивилизо­ванной страной!