Педер Педерсен Винструп, родившийся в апреле 1605 года в Копенгагене, был видным деятелем Церкви, а также ученым Дании и Швеции XVII века. Он умер в конце декабря 1679 года, а в январе его гроб поместили в склеп Кафедрального собора Лунда. Тело Винструпа мумифицировали, поэтому, согласно результатам вскрытий XIX и XX веков, сохранилось оно на удивление хорошо. В 2012 году останки решили перезахоронить на кладбище за пределами собора. В этот момент подключились сотрудники Исторического музея Лундского университета: после обсуждений с представителями Церкви и получения разрешения они инициировали многопрофильный исследовательский проект по изучению тела Винструпа и содержимого гроба.
С тех пор ученые провели несколько анализов останков церковнослужителя (включая компьютерную томографию и рентген), а также его одежды и различных предметов, остатков растений и насекомых, найденных в подушке, матрасе и внутри гроба. Он, к слову, состоял из двух частей: внутреннюю сначала выложили слоем травянистых растений, а затем обшили шелковой подкладкой, на которую поместили тело епископа. Голова покоилась на двух подушках.
Тело епископа Педера Винструпа / © Journal of Archaeological Science: Reports (2021)
Но одной из самых впечатляющих находок стали останки недоношенного ребенка, которые лежали под правой большеберцовой костью Винструпа. Это спровоцировало дискуссии о том, какое отношение эмбрион имел к епископу. В Средние века детей порой хоронили вместе со взрослыми, которые зачастую никак не были с ними связаны. Ученые поначалу предположили, что так произошло и в случае Винструпа: мертвого ребенка, который появился на свет в результате выкидыша, поспешно подкинули в гроб епископа, подсуну под шелковую подкладку и тем самым нечаянно сместив положение ног умершего мужчины.
Некоторые специалисты заявляли, что это сделал гробовщик, а Винструп и ребенок не имеют никакого отношения друг к другу. Однако эту гипотезу можно противопоставить тому факту, что гроб сначала поместили в сводчатую гробницу, доступ к который был у семьи служителя Церкви. Поэтому ученые не исключали, что эмбрион подложили к Винструпу позднее — и тогда, вероятно, они все же связаны семейными узами.
Разгадать загадку решили археологи и палеогенетики из Стокгольмского и Лундского университетов (Швеция), результаты исследования которых представлены в журнале Journal of Archaeological Science. Ученые провели геномный анализ обоих тел, чтобы выяснить возможную родственную связь.
A. Сохранившееся тело Педера Винструпа в гробу. D, E. Компьютерная томография плода. F. Гроб с извлеченным оттуда телом Педера Винструпа, но с завернутым в ткань плодом (на него указывает стрелка).Обратите внимание на измененную ориентацию и направление соломинок слева от плода — это позволяет предположить, что его поместили в гроб позже / © Journal of Archaeological Science: Reports (2021)
«Антропологическое исследование тела Винструпа и плода основано на компьютерной томографии, которая показала, что епископ страдал от ряда проблем со здоровьем, включая кариес, туберкулез , артериосклероз, артрит, болезнь Форестье и камни в желчном пузыре. В гробу лежал мешочек с зубами, вероятно, принадлежавшими самому Винструпу, поскольку они соответствовали отсутствующим зубным элементам в черепе. Биологические образцы взяли из правой бедренной кости епископа и левой бедренной кости плода. <...> Чтобы изучить возможное родство между ними, мы использовали как классический подход анализа однопародительских маркеров (митохондриальная ДНК и Y-хромосома), так и специальную программу lcMLkin», — рассказали авторы работы.
Как оказалось, епископ и недоношенный ребенок (мужского пола) имели общий генетический фон. Они не были связаны по материнской линии, поскольку были носителями разных митохондриальных линий (H3b7 и U5a1a1 соответственно), но на основании анализа Y-хромосомы нельзя исключить родство по отцу, так как оба относились к гаплогруппе R1b1a1a2a1a2, то есть имели общего предка. Ребенок был носителем линии R-DF17 — прямой дочерней линии епископа R-Z274. Родственные отношения второй степени подтвердили и результаты lcMLkin. Чтобы получить окончательный результат, ученым пришлось подробно изучить генеалогию Винструпов.
Родственник второй степени — тот, кто разделяет 25 процентов генов: это дяди, племянники, бабушки и дедушки, внуки, сводные или двоюродные братья и сестры. Известно, что у Педера Винструпа был брат Элиас, который, однако, умер холостым в 1633 году. «Тот факт, что единственный известный брат епископа умер молодым и не имел детей, важен, поскольку исключает такие отношения, как дяди, племянники, сводные братья и сестры или двоюродные братья», — отметили археологи.
Поэтому исследователи решили проверить отношения дедушек и бабушек с внуками. В первом браке с Анной Мари Эрнстдаттер Баден у епископа родились пятеро детей, трое из которых достигли совершеннолетия: две дочери — Анна-Катарина и Анна-Мария — и сын Педер. Первая девушка вышла замуж и умерла за год до похорон Винструпа, поэтому из анализа ее исключили. Анна-Мария и Педер, в свою очередь, остались в Лунде. Вскоре после смерти отца Анна-Мария вышла замуж и умерла спустя несколько лет. Вскрытие, проведенное в 1837 году, показало, что она скончалась во время родов. Плод в гробу мог принадлежать Анне-Марии, если бы ее муж был носителем гаплогруппы Y, но проверить эту гипотезу нельзя.
Генеалогическое древо Винструпов / / © Journal of Archaeological Science: Reports (2021)
«Мы сосредоточились на сыне — Педере Педерсене Винструпе, родившемся в 1647 году. Военные вопросы волновали Педера-младшего больше, чем богословские, и, находясь в Голландии, он изучал фортификацию. Около 1679 года он женился и приобрел поместье Седерту у своего покойного тестя. Однако в 1680 году из-за Великой редукции владения, предоставленные знати, вернули короне. В результате Педер потерял и поместье своего отца в Лунде. В письме от 25 октября 1697 года он сетует на нищету. <...> Последнее письменное упоминание о Педере Винструпе датировано 10 мая 1701 года, когда он с женой присутствовал на крещении Кристиана Гилленпалма. В то время он жил на благотворительность, которую предоставлял его зять Йохан Гилленпалм. Неизвестно, когда он умер, но, согласно генеалогии Окерштейнов, его похоронили в соборе, скорее всего, в семейном склепе», — объяснили ученые.
Со смертью Педера Винструпа мужская линия дворянского рода Винструп оборвалась. Значит, недоношенный мальчик, тело которого поместили в гроб епископа, мог быть только его внуком. Логично, что родственники имели доступ к склепу и, соответственно, возможность положить тело ребенка к одному из старших и почетных членов семьи.