Председатель Межгосударственного комитета по распространению знаний и образования взрослых,
Президента Международной ассоциации «Знание»
Действительный члена Международной академии астронавтики,
академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского,
президент Международной ассоциации «Знание»
Ефим Малитиков
«ГЛОБАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ДОЛЖЕН СТАТЬ ПРИОРИТЕТОМ ГОСУДАРСТВ»
(Интервью Ефима Малитикова радиостанции «Голос России» 13 марта 2009 г.)
– У микрофона Виктор Самарин, здравствуйте. Я хочу вот о чем сегодня поговорить: в последнее время в прессе мировой и в кругах политических, и в ученых кругах, обсуждается вопрос создания некой системы мониторинга глобальных явлений. К этим глобальным явлениям, видимо, можно отнести все, и экологию, и катаклизмы, и тектонические сдвиги, землетрясения и прочее, прочее. И вот в этой связи, или, во всяком случае, во взаимосвязи с этим, в Париже в ближайшие дни соберется президиум Международной академии астронавтики. Как говорится, лицом к лицу лица не увидать, а из космоса все видится на расстоянии. Из космоса намного легче все увидеть и предвосхитить какие-то такие негативные явления. И вот у нас сегодня в гостях находится председатель Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, президент Международной ассоциации «Знание», член президиума этой самой Международной академии астронавтики, Ефим Михайлович Малитиков. Вот расскажите нам, пожалуйста, что это такое – Международная аэрокосмическая система мониторинга глобальных явлений?
– В первую очередь, я хочу дать вам несколько цифр, из-за которых мы обязаны создавать эту систему. Ежегодно в мире только от землетрясений гибнет 30 тысяч человек. Экономический ущерб от этих сейсмических катаклизмов достигает сотни миллиардов долларов для каждой страны, где это произошло, что часто превосходит почти половину национального богатства этой страны. А если взять все природные техногенные катастрофы, которые глобально угрожают не каждой отдельной стране, а всему человечеству, то ежегодная сумма ущерба составляет триллион долларов. Конечно, на борьбе с катастрофами невозможно заработать деньги, но ведь можно спасти целые города, человеческие жизни. Причем потратить на эту борьбу нужно в 100 раз меньше суммы ежегодного ущерба, которую я назвал. Причем потратить нужно, в общем-то, единоразово – и практически навсегда. И сейчас ведется серьезная полемика на национальном и международном уровнях, в стенах Международной академии астронавтики, о том, чтобы создать систему глобального мониторинга. Конечно, каждая космическая держава и сейчас делает кое-что в этом направлении, но чисто в локальных своих целях, в интересах национальной безопасности, в решении других национальных проблем. Между тем вызовы, которые ожидают нас в будущем, настолько глобальны, что несоизмеримы с удельными княжескими представлениями, которые сегодня доминируют на планете. Нужно менять всю ментальность, потому что глобальные явления одинаково опасны для всех без исключения, и для могучих, и для слабых.
– И отвечать на эти вызовы можно только сообща…
– Только сообща! Чтобы противостоять катаклизмам, нужно не просто в 100 раз меньше средств, чем сумма ущерба от них. Эти средства нужно потратить всем вместе, то есть на самом деле это очень небольшие деньги для планетарных усилий, в масштабе всего человечества.
– Это что будет — система спутников каких-то, будут какие-то ракеты подниматься, зонды запускаться? Что из себя представляет аэрокосмическая система?
– Чтобы не вдаваться в технические дебри, я скажу, что здесь есть космический сегмент, воздушный сегмент и наземный сегмент. И самым простейшим, как говорится, элементарной частицей этот системы, будет обыкновенной датчик, который находится на земле, на том конкретном объекте, который подвергается мониторингу. Я вам просто приведу пример. Если бы маленький трансмиттер размером с человеческий палец стоял на леднике Колка, сегодня среди нас гулял бы Сергей Бодров и все те, кто тогда вместе с ним погибли. Были бы спасены все деревни, которые из-за невозможности все это мониторить исчезли с лица земли.
– Да, тут еще система оповещения должна быть выстроена…
– Конечно: предупрежден, значит, защищен! Ведь сегодня со спутника можно видеть погоны идущего внизу офицера, при большом желании можно даже читать газету. Естественно, можно определить также, на сколько сантиметров за год сдвинулся ледник и когда пора начинать эвакуацию населенных пунктов.
– Ефим Михайлович, ну вот все мы знаем, что сейчас мир находится в состоянии экономического кризиса и он будет длиться и разгораться – дальше, глубже. Как в контексте этой ситуации вы прокомментируете предстоящее создание системы глобального мониторинга? Своевременно ли именно сейчас нести все эти затраты, предпринимать определенные усилия? Или сейчас как раз то самое время, когда нужно такими вещами заниматься, иначе просто из кризиса не выйдем?
– Вот вы блестяще, интуитивно сразу ответили на вопрос, который сами задали. Безусловно, именно сегодня надо этим вопросом заниматься потому, что миллионы людей не имеют рабочих мест. Между тем глобальная аэрокосмическая система – это же целая новая отрасль. Она сразу даст сотни тысяч рабочих мест для людей, которые собственно и будут заниматься мониторингом глобальных явлений…
– Вот применительно к СНГ я вижу, скажем, перспективное сотрудничество в этой области между Россией и Казахстаном. Это, в частности, Байконур, опыт успешного взаимовыгодного сотрудничества двух стран. А вот другие страны Содружества, как они могут быть вовлечены в это дело?
– Знаете, все без исключения. Система мониторинга, помимо раннего оповещения о катастрофах, нужна для четкого управления государственным строительством, для четкого управления административными функциями, для контроля за водой, за электричеством, за экологией, контролем, в конце концов, даже за ситуацией в стране, связанной с возможностями и опасностями терроризма. Все это становится частью системы мониторинга. И сейчас даже слабые, не самые экономически развитые страны, такие как Киргизия, Белоруссия, уже нуждаются в собственных спутниках. Мы уже ведем с ними переговоры, для того чтобы обеспечить управление государством с помощью вот этого мониторинга.
– И Украина, видимо, с которой у нас большие связи в авиакосмической индустрии…
– Безусловно! Не только Украина. По инициативе Российской академии космонавтики вопрос создания Международной аэрокосмической системы подхватили и поддержали Германия, Индия, Италия, Нигерия, Китай, США, Тунис, Украина, Франция. И сейчас этот вопрос остается в центре внимания, по всему миру одно за другим проходят мероприятие за мероприятием, где этот вопрос горячо обсуждается. Вот сейчас Париж, потом Южная Корея, Кипр. Мы считаем, что уже в Южной Корее аэрокосмическая общественность будет готова свою точку зрения включить в приоритеты политики государств.
– В дальнейшем развитии международных отношений сейчас очень многое будет зависеть – в глобальном смысле – от состояния отношений между Россией и Соединенными Штатами, это понятно. И первого апреля впервые ожидается встреча Дмитрия Медведева с Бараком Обамой. Тема противодействия каким-то глобальным угрозам наверняка будет звучать в их обсуждении. Но вот можете ли вы, ваша академия способствовать конкретизации этой темы до уровня вопроса, скажем, вопроса о создании системы глобального мониторинга?
– Перед человечеством сегодня стоят вопросы, на которые не может ответить ни один президент. Только всем вместе нужно решать. Это уже всем понятно. Но, безусловно, без ученых, без академии, в данном случае без Международной академии астронавтики, куда входят и Российская академии космонавтики, и академии астронавтики ведущих стран мира, ответить на эти вопросы не удастся. Ведь нами накоплен громадный опыт. Им нужно распорядиться для того, чтобы глобальный мониторинг стал частью политики государств.
– И чем скорее это будет происходить, чем активнее, тем скорее мы забудем о кризисе!
– Безусловно. Сейчас мы находимся в положении, в котором 10 лет назад в ЦУПе стоял Ельцин и ждал, пройдет ли мимо нашей планеты астероид, который может ее убить, или не пройдет? О, слава Богу, прошел! Но мы ничего не могли сделать для того, чтобы на это влиять. А влиять на самом-то деле можно. Уже сегодня наши физические возможности позволяют отклонить курс астероида с поперечником свыше пятисот километров, который может убить всю планету.
– Спасибо большое. Хоть ваше интервью и завершилось словом «убить», имелось в виду спасение планеты…
– Спасение, только спасение!
– У нас в гостях был президент Международной ассоциации «Знание», председатель Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, академик, профессор, Малитиков Ефим Михайлович. Он собирается в Париж на заседание президиума Международной академии аэронавтики. Спасибо.