Вступительное слово академика С.И. Вавилова на открытии учредительного собрания
членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний
Москва, Большой театр, 7 июля 1947 г.
Товарищи, мы собрались сегодня в стенах московского Большого театра, в котором за 30 советских лет происходило столько исторических съездов и собраний. Перед нами важная и благородная задача – создание Всесоюзного общества по распространению политических и научных знании. Наша коллективная воля, энергия и организованность должны сделать настоящее собрание началом большого и очень нужного для всего советского народа общественного дела.
1 мая 1947 года группа ученых, общественно-политических деятелей и работников искусства обратилась через печать к нашей интеллигенции и к научным учреждениям с предложением создать Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний.
Это начинание незамедлительно встретило одобрение и поддержку со стороны Правительства. Постановлением Совета министров СССР новому Обществу был передан Московский политехнический музей и предоставлены другие возможности для работы.
Обращение инициативной группы, опубликованное во всех газетах, нашло живейший и конкретно-деловой отзвук во всех слоях населения на всем пространстве Советского Союза. Организационный комитет Общества получил и получает множество писем от наших больших ученых, интеллигенции, студенчества, от рабочих и крестьян. В этих письмах всегда выражаются удовлетворение и радость по поводу создания Общества, предлагается активная помощь его работе в разных формах, а иногда вносятся ценные практические предложения.
Поддержка советского Правительства и горячий отклик общественности укрепили нашу уверенность в своевременности и крайней необходимости Общества. Ободренный сознанием этого, Организационный комитет безотлагательно приступил к работе. За истекшие два месяца Комитет подготовил данное общее собрание и разработал проект Устава Общества, который вносится ныне на рассмотрение и утверждение собрания. Были приняты необходимые меры к созданию филиальных обществ в союзных республиках и в крупнейших центрах РСФСР. 220 учреждений приняты в Общество как члены-учредители. Организационный комитет утвердил до настоящего времени около полутора тысяч действительных членов Общества.
Получив в свое распоряжение на основании постановления Правительства аппарат и средства бывшего Всесоюзного лекционного бюро при Министерстве высшего образования СССР, Организационный комитет ни на один день не прерывал регулярной работы Лекционного бюро и организовал ряд новых лекций, особенно по актуальным проблемам естествознания и техники. Со времени начала работы Организационного комитета по сегодняшний день в Москве состоялось около 500 лекций. Приняты необходимые меры к освоению здания Политехнического музея и к организации аппарата будущего правления Общества.
Цель Общества, на первый взгляд, настолько ясна и очевидна, что ее специальное рассмотрение может показаться излишним. В действительности, однако, каждодневно приходится встречаться с весьма разнообразными пониманиями и толкованиями цели и характера его предстоящей деятельности. Высказываются, например, иногда мнения, что Общество должно быть ассоциацией многочисленных советских специальных научных и технических обществ, наподобие соответственных английских и американских ассоциаций.
Это означало бы, что Общество в основном должно объединить ученых разных специальностей с целью дальнейшего развития науки в СССР. Другая точка зрения состоит в том, что задачей Общества должна быть только популяризация политических и научных знаний, рассчитанная на самые широкие круги населения Советского Союза. Из сравнений приведенных двух мнений видно, насколько широка гамма разнообразных представлений о жизни Общества. Поэтому, естественно, что учредительному съезду Общества, прежде всего, предстоит договориться по данному вопросу. Конечно, если нам и удастся достигнуть единого мнения, то все же надо отдавать себе отчет в том, что практика дальнейшей работы внесет неизбежные поправки в наши положения и намерения. Но для начала работ определенность и ясность целей Общества необходимы.
Громадный социальный смысл науки стал ясно раскрываться в Европе примерно с XVI века, в эпоху начавшегося крушения феодального общества, открытия книгопечатания и революции в области естествознания. В России такое понимание роли науки сделалось распространенным в петровскую эпоху, с конца XVII века.
Сама по себе наука – типичное общественное явление, необходимо связанное с деятельностью целых коллективов. Не существовало ученого-Робинзона, черпавшего свои научные знания и выводы только для самого себя. Обмен сведениями, наблюдениями и логическими выводами, коллективное обсуждение научных результатов, критика и сравнение их между собой, устранение негодного с незапамятных времен составляли необходимое свойство науки.
Русское слово «наука» в отличие от слова «знание», явно выражает ее социальную природу. Науке обучают, знание передается от одного человека к другому – в этом особый смысл данного русского слова. До открытия книгопечатания знания передавались от одного человека к другому, от поколения к поколению посредством живого слова и письменности. Книгопечатание добавило к этим средствам новое могучее орудие, смысл и значение которого становится на наших глазах все шире и больше. Неслучайно поэтому резкий подъем в развитии науки совпадает с эпохой распространения книгопечатания. Наше время добавило к книгопечатанию радиовещание и звукозапись.
Сейчас человечество располагает поистине изумительными средствами распространения знаний. Значительной преградой на этом пути остаются только различие языков и наречий и тот особый способ выражать свои мысли и сущность, которым частью непроизвольно, а частью намеренно, пользуются отдельные научные дисциплины. Достаточно напомнить понятия, определения и обозначения математики, огромное количество специальных терминов в каждой науке, сжатые формулировки, иногда скрывающие за собой очень большой комплекс сведений и понятий.
Эта, если можно так выразиться, «научная стенография» давно, еще в древние времена, делала недоступными или малодоступными научные знания для «непосвященных», для широких масс. Для освоения науки требовалось время, усилия и способности. Несомненно, что по мере роста науки и развития книгопечатания, научные результаты становились известными все большему кругу людей, но все же этот круг оставался и остается весьма ограниченным.
Такое положение дела до известной степени неизбежно, так как объем наук, количество знаний, накопленных человечеством, столь огромны, что нет никакой возможности сообщить их всем, не посвятившим себя этим наукам специально. Нет, например, возможности научить каждого современного человека современной математике во всем ее разнообразии, во всех тонкостях, если только он не отдался полностью изучению того или иного раздела математики. Точно так же в наше время нельзя быть по-настоящему знающим ботаником, умеющим разбираться в крайнем разнообразии ботанических видов и разновидностей, если не посвятить себя полностью этой науке.
Однако в огромном содержании любой науки можно отличить особые слои. В науке всегда сосредоточен ряд очень конкретных сведений, понятий, приемов, которые необходимы лишь для специалиста, но практически мало нужны для человека, занимающегося другим делом. Вместе с тем, каждая наука заключает в себе немало весьма широких понятий, законов, выводов, имеющих нередко значение, далеко выходящее за рамки потребностей данной области знания.
Общие принципы и выводы наук в некоторых случаях приобретают громадное значение для всякого человека, а не только для специалиста. Напомню учение об атомистическом строении вещества, закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, учение Дарвина.
Вот почему еще в древности наряду со специальными трактатами мы встречаемся с научными сочинениями, явно предназначенными для очень широкого круга людей. Напомню замечательную поэму Лукреция «О природе вещей», написанную более двух тысяч лет назад и излагающую в поэтической форме, доступной каждому интеллигентному человеку, энциклопедию естествознания с точки зрения атомистического учения Эпикура. Напомню сельскохозяйственную энциклопедию древности «Георгики» Вергилия.
Открытие книгопечатания способствовало в сильнейшей степени не только распространению научных знаний среди специалистов: важнейшим следствием книгопечатания было также зарождение и укрепление научно-популярной литературы – литературы для более широких кругов. Именно вследствие возможностей, открытых книгопечатанием, гениальные «Диалоги» и «Разговоры» Галилея были написаны на народном языке и, несмотря на громадный удельный вес своего научного содержания, – в великолепной художественной форме.
«Взвешиватель золота» Галилея, в котором он полемизировал с иезуитами по вопросу о природе комет, до сего времени считается одним из лучших образцов художественной итальянской литературы начала XVII века. Основные творения Ньютона – «Математические начала натуральной философии» и «Оптика» — вызвали в начале XVIII века целый поток замечательных научно-популярных сочинений, предназначенных для самых широких кругов. Их писали Вольтер, Фонтенель, Альгароти и другие.
Одной из первых научных книг в России был перевод «Разговоров о множестве миров» Фонтенеля, сделанный Антиохом Кантемиром. Великий математик русский академик Леонард Эйлер нашел время для составления замечательного научно-популярного сочинения в трех томах – «Письма к одной немецкой принцессе», — в котором в чрезвычайно доступной и простой форме были изложены физические и философские воззрения Эйлера. Ломоносов в «Слове о пользе химии», обращаясь к своей аудитории, говорил: «Науки… желают, чтобы не токмо сие собрание, но все Отечество учеными сынами своими удовольствовано было». По этому же поводу в другом своем публичном чтении – в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» — Ломоносов говорил: «О сем всяк не сомневается, кто неизмеримую науке пользу, в просвещении народа широко простирающуюся, беспристрастным рассуждением мерит».
О широком просвещении, о научно-популярной литературе мечтал поэт В.А. Жуковский: «Мы не имеем еще полезных для простолюдина книг и вероятно, что еще долго не будем иметь их», — писал он. «Много ли найдется писателей, которые захотели бы жертвовать талантом своим такому кругу людей, которых одобрение не может быть удовлетворено для авторского самолюбия?..» «Мы имеем Академию наук и художеств, почему же не можем иметь Академии для просвещения простолюдинов?» — замечал он далее…
…Знания распространяются не только через школы. Газеты, книги, лекции, выставки, радио – вот многочисленные каналы, по которым в дополнение к школе вливалось и должно вливаться знание в народ. Эти источники знаний – не просто дополнение к школе: они имеют особый характер. Не следует забывать, что школа всегда ограничена, что, оканчивая ее, человек во многих случаях остается с полученным запасом знаний до конца своей жизни, если только нет постоянного пополнения, освежения и пересмотра этих знаний. Это справедливо не только в отношении людей очень далеких от науки, но иногда и для представителей интеллигенции, ученых-специалистов. Настоящая наука вечно живет, вечно изменяется, никогда не кончается. Законченная, окостеневшая наука становится схоластикой. Особый смысл научной пропаганды и состоит в непрерывном обновлении знаний. Этот вид просвещения конкретизирует диалектическую подвижность и жизнь настоящей науки.
Теперь можно вернуться к вопросу, который был поставлен вначале. Какова же должна быть цель Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний? Весь ход истории нашей страны за советские годы, все наши стремления ясно показывают, что было бы ошибочно ограничить деятельность нашего Общества научной средой, специальными учеными объединениями.
Не меньшей ошибкой, однако, было бы полагать, что Общество, если пользоваться терминологией В.А. Жуковского, должно распространять нашу науку только для «простолюдинов». Наше Общество должно быть проводником и посредником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу.
Если в весьма отделенные и в более близкие к нам времена Галилей, Ломоносов, Эйлер, Мечников, Тимирязев умели писать так, что их произведения были понятными и глубоко интересными для ученых-специалистов и одновременно для широких кругов интеллигенции, то для советского ученого такое требование должно стать обязательным.
Мы надеемся, что в рядах нашего Общества будет вся передовая научная интеллигенция Советского Союза. Широкая общественная активность и инициатива – это новый элемент, который вносится в традиционное советское дело распространения знаний в народе.
УЧИМСЯ ЖИТЬ В XXI ВЕКЕ
Из доклада академика,
профессора Ефима Малитикова
Между Наукой и Жизнью пролегает Знание
«Жизнь – это Наука, ставшая Знанием»
«Знание – Сила, когда его использует Жизнь»
Е. Малитиков
Наш дом – планета Земля слишком мала, чтобы пренебрегать глобальными процессами во Вселенной. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ уже вручили Земле ВЕРИТЕЛЬНУЮ ГРАМОТУ под названием ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. И мы, люди Земли, объявляем мобилизацию СОЗНАНИЯ, ОПЫТА И ИНТЕЛЛЕКТА, привлекаем ИНТУИЦИЮ, ТАЛАНТ, ГЛОБАЛЬНУЮ ЭТИКУ и отправляемся в трудный, но благородный и благодарный путь для решения ЗАДАЧ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ЕГО ВЫЗОВОВ И ПРОТИВОСТОЯНИЙ.
Для ГЛОБАЛИЗАЦИИ и вытекающих из этого понятия ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ планеты наш глоссарий с его прошлыми госплановскими пятилетками и даже формулой «Пятилетку – в три года!» — не более чем метаморфоза микромира. Кстати, под этим названием Всесоюзное общество «Знание» выпускало научно-популярную серию библиотечки научно-популярной литературы. Глобализация неумолимо пришла в наш мир.
Неожиданно она оплодотворила наше сознание и ментальность, покрыла мегаполисы и города, поставила в зависимость провинциальные центры. Её признаки проявились в деревнях и на хуторах, вторглись в каждый дом, отразились в судьбе каждого человека. Она предопределила жизнь последующих поколений и диктует правительствам свои условия. Она пришла невидимо, как радиация, и распространяется по планете, со скоростью огня в сухом лесу при ветреной погоде.
Независимо от нашего желания ГЛОБАЛИЗАЦИЯ либо делает нас своими жертвами, либо наездниками оседлавшими её. Ни политическая воля сверхдержав, ни совокупное могущество мировой банковской системы не может её остановить. Она – объективна, логична и неотвратима. Её нужно принять или стать её рабом, слугой без права голоса.
Я – сторонник положительного восприятия, приветственного подхода и активного сотрудничества с глобальными процессами. Я уверен, что нужно занять попутную, а не заградительную позицию в этом процессе, избегая лобового столкновения.
Во враждебном столкновении с глобализацией гибель её неразумных малограмотных оппонентов даже не будет замечена ни ею самой, ни окружающим миром. Жертва будет бесславной, как хруст лягушки под колёсами трактора. Необходимо, пока не кончилась платформа разбега, вскочить на подножку поезда под названием «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ».
Важно констатировать: необходимость управления глобальными процессами набрала критическую массу. Критической массой надо уп¬равлять. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ неизбежно ведет к ликвидации границ и фор¬мированию некоего прототипа ми-рового электронного правитель¬ства. Надо освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.
Многие страны и народы до конца не осознали этой необходимости и пребывают в иллюзии, что глобализация их не коснется, что от неё можно отгородиться, зашторившись в комфортной нише с привычным и освоенным объёмом достатка в позе ленивого присутствия на празднике жизни. Но благополучие уходит из-под ног каждого человека и может уйти из-под фундамента любой, даже богатой страны, если она застоится в своём консервативном благоденствии, расходуя накопления предыдущей фазы своего развития. Такое миропонимание безрассудно.
Опасность такого миропонимания аналогична безрассудству бесконтрольного давления на педаль акселератора новейшего Мерседеса. Не теряя комфорта на большой скорости, водитель теряет бдительность и может при неблагоприятных условиях вылететь на обочину, оставив после себя груду изуродованного металла в назидание остальным баловням судьбы. К грядущим процессам, с которыми в одиночку не справится ни одна отдельно взятая страна мира, нужно готовиться.
Жизни в новых условиях нужно учиться.
Неумолимое время – важнейший фактор.
Осваивать БУДУЩЕЕ нужно в режиме форсажа.
Лучшим тренажёром для этого является наше с вами ОБРАЗОВАНИЕ. Но не то, которым мы пользовались в прошлом веке, а принципиально новое, основанное на новых ментальных установках и новейших технологиях внедрения и распространения знаний. Великий ученый Вернадский ска¬зал: «Человечество — совершенно уни¬кальная разновидность земных ресур¬сов, обладающая очень специфичес¬кой природой пополнения энергии — через знания!» Существующая ограниченная по производительности классно-урочная форма образования, устаревший, безнадёжно отстающий и неэффективный для глобализирующегося мира инструмент ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО. Нужны глобальные действия в ОБРАЗОВАНИИ, поскольку сами проблемы глобальны, по сути, и происхождению.
Классно-урочная форма обучения исчерпала свои ресурсы в наш информационный век и стала контрпродуктивной. Старая система образования отстала от жизни по технологии и производительности, создав растущую цифровую пропасть и почти миллиард абсолютно безграмотных, не умеющих читать и писать людей. При этом остальная 5-ти миллиардная цивилизация также отстает от необходимых современных знаний.
Усугубляющим обстоятельством является 15-ти миллионный, дефицит преподавателей, что составляет 26% от общего их числа в 59 миллионов человек. Действующие педагоги сами нуждаются в обновлении своих знаний, консервативных взглядов на образование и освоении новых технологий распространения знаний. Учителя и их личные знания являются продуктом аналогового ПРОШЛОГО и при классно–урочной форме образования они сами являются её бесперспективными заложниками. Важно преодолеть ментальное эго педагогов-просветителей, выдающих свои компиляции как «мои знания», «моя лекция», «мой курс», «мой контент». Они упускают при этом, что их лекции и контенты существуют для жаждущего знаний человечества. Производительность сегодняшнего образования не соответствует требованиям процессов глобального управления.
Необходимая численность аудиторий должна быть увеличена в тысячи и более раз, что в реальном классе невозможно. Рассчитывать на личную беседу с автором курса — все более непозволительная роскошь.
Сегодня к современному образо¬ванию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адек¬ватно участвовать в научно-техничес¬ком прогрессе и культурной жизни. И потому, бедность и нищета сопро¬вождают их жизнь. Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточ¬но оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвар¬дского университета Дерека Вока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество». Современный образовательный контент, талантливо и технологично адаптированный к виртуальной экспортно-импортной транспортировке, должен отправляться из университетских телестудий через спутниковые телепорты по целевому запросу в любую точку планеты. Именно, безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что более 2-х миллиардов людей на планете живёт менее чем на один доллар в день, более 3-х миллиардов – больше половины – на два доллара в день. Сотни миллионов – живут в полной беспросветной нищете, далеко не дотягивая даже до этих, мало совместимых с цивилизованной жизнью цифр. Ликвидировать этот цифровой разрыв при существующей классно- урочной форме обучения невозможно и цифровая пропасть будет увеличиваться.
Перед вызовами УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ стратегической задачей мирового сообщества должно стать создание новых наднациональных инструментов ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ. В основе этого ПЛАНИРОВАНИЯ лежит общемировое непрерывное общедоступное ОБРАЗОВАНИЕ людей в течение всей сознательной жизни, т.е. с детства до глубокой здоровой старости. Нужно учитывать, что для получения и осуществления ДОСТОЙНОЙ РАБОТЫ нужны диверсифицированные новейшие, а не вчерашние ЗНАНИЯ И НАВЫКИ. Рабочие места для всех и эффективная занятость на национальном и международном уровнях ставят под вопрос ГЛОБАЛЬНОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ и МИГРАЦИЯ – это органический сплав.
В основе любого развития лежат противоречия, устраняемые новыми ФОРМУЛАМИ, ТЕХНОЛОГИЯМИ И ПРАВИЛАМИ.
У ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ должны быть ГЛОБАЛЬНЫЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВИЛА.
Ставка только на Интернет также не оправдывает себя в необходимой мере. Во-первых, Интернет очень дорог и его относительная массовость распространяется лишь на густонаселённые развитые регионы Земли. Стоимость обучения по Интернету всегда высока и пропорциональна численности пользователей. При массовом обучении, то есть более 100 тысяч человек, она будет в сотни раз превышать стоимость обучения с использованием спутников, где стоимость уменьшается пропорционально численности пользователей. Интернет по плечу только богатым и развитым странам: США и Европе и др.
Для высокогорных регионов, где живет почти четверть беднейшего населения планеты, где пока нет ни транспорта (кроме ишака), ни электричества, классический Интернет не только нерентабелен, но и недоступен по природно-климатическим, географическим и экономическим условиям. В Африке его стоимость в 20 раз дороже.
Это относится и к районам Крайнего Севера и к Заполярью. То же и в «горячих» точках планеты и в глубоких малонаселённых деревнях. Проблемы образования и равенства доступа к обучению относятся к десяткам миллионов людей, сидящих в тюрьмах, а также и ко всему пожилому населению планеты и ряду других категорий людей. Говоря языком финансистов, необразованные люди – «красное сальдо» и тяжёлая ноша на плечах мировой экономики, а при доступе к образованию – её положительный баланс. Справиться с этой задачей может лишь планетарная массовая система обучения, имеющая в своём распоряжении новейшие глобальные средства доставки знаний к потребителю на основе современных спутниковых коммуникаций.
Ещё недавно образование Германии считалось одним из самых престижных в мировой образовательной системе. Сегодня, по многим объективным качественным составляющим в мировом рейтинге Германия попала в нижнюю треть прогрессивной шкалы, несмотря на наличие старейших школ и университетов с многовековой историей и опытом обучения. Важную роль сегодня играет производительность высшей школы, университета, колледжа, факультета, кафедры, профессора и простого преподавателя. «Знания на экспорт!» – вот выдвигаемая нами новая теория успеха для всех образовательных и университетских центров мира, его социальная и экономическая составляющая. При существующем дефиците преподавателей современному профессору нужна не 40-местная аудитория, не класс, а полумиллионная армия слушателей. Цифровой разрыв из-за ПЛАНЕТАРНОГО БАЛЛАСТА БЕЗГРАМОТНОСТИ продолжает увеличиваться, превращаясь в ПРОПАСТЬ.
В то же время, ЗНАНИЯ для человечества ровным слоем, как масло по хлебу, по планете не размазаны.
Получить их порой можно лишь из бережных рук или уст уникального учёного совсем на другом континенте и не на общепринятом языке массового употребления. Совершенно необходимо на ментальном уровне изменить старую формулу: «Знания – на всю жизнь!» на современный запрос и установку: «Знания – через всю жизнь!». По мере освоения современных технологий и инструментов доступа к МИРОВОМУ ЗНАНИЮ, ПЕРВИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМО трансформировать в ИЗУЧЕНИЕ. Важно превратить избирательные генетические способности человека в стимул, мотивированный интересом и успехом, тягой к глубокому пониманию предмета ИЗУЧЕНИЯ, как к удовольствию в основе качественной жизни и здорового долгожительства. Важно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства – ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ.
Сегодня, не будучи прописанной в КОНСТИТУЦИЯХ ГОСУДАРСТВ И УСТАВАХ МИНИСТЕРСТВ ОБРАЗОВАНИЯ, эта отрасль – экономический подснежник в государственной экономике. Однако, её оборот в два с половиной раза больше, чем совокупный бюджет государств на образование. Она самодостаточна, так как, является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи. Когда количество безграмотных неконкурентоспособных людей на Земле превысит критическую массу, они, автоматически превращаясь в рабочий инструмент криминального мира, будут использованы и будут преуспевать как заказные киллеры, курьеры в наркобизнесе, фанатичные террористы или «живые бомбы», чем могут похоронить не только спокойствие страны, но и само УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Планетарные ценности постоянно меняются. Экспорт знаний и обучение становятся серьёзным видом бизнеса, а интеллектуальная собственность превращается в самый дорогой и прибыльный вид собственности. С изменением ментальных установок и взглядов общества на ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ и отражением его основополагающей роли в приоритетах политики государств, качество жизни людей возрастёт, благодаря сохранению интеллектуального потенциала, опыта и мудрости пожилых людей. Старейшины с удовольствием остаются в созидательном строю, вместо пополнения обречённой армии, живущей в узаконенном страдательном залоге на пенсионной обочине, с горечью ожидания «своего часа». Вовлечение взрослого и пожилого населения в современный образовательный процесс, обеспечение им доступа к прикладным и практическим знаниям и контактам, позволит не только продлить их эффективную роль наставников для государства и общества, но и продлить жизнь в сопровождении уважительного восприятия их авторитета со стороны молодого поколения. При этом расходная часть бюджета страны на медицинское обеспечение пенсионеров резко снизится, на фоне благодарной, а не озлобленной, заинтересованной позитивной философии восприятия естественных этапов жизни. За счёт этого, численность образованного конкурентоспособного производительного населения страны и мира будет эффективно расти.
Стоимость же массового, диверсифицированного по возрасту и способностям глобального современного образования, будет асимптотически стремиться к общедоступному минимуму. Следуя мировому запросу, Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Международная Ассоциация «Знание», как Генеральный консультант ООН, располагают членством со статусом базовой организации суперсовременной образовательной структуры – Современной Гуманитарной Академии. Академия располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира.
2500 профессоров обеспечивают обучение 68 специальностям 175 тысяч студентов. Он входит в пятёрку самых крупных университетов мира. Следуя конверсионной доктрине военного производства, Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний образованию взрослых и Международная ассоциация «Знание» выдвинули, совместно с английской компанией «SatEduNet», идею создания Всемирного Университета с одноимённым названием и обеспечения Глобального покрытия в интересах мирового сотрудничества и международного разделения труда через взаимный обмен в виде экспорта – импорта знаний от ведущих университетов и профессоров мира. Технический центр ВУДО обеспечивает НИИ космических систем при поддержке Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского Всемирный Университет, как дистрибьютор современных знаний – гарант обеспечения мировой экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами на национальном и международном уровне. Технически, юридически и уже фактически работа Всемирного Университета началась. Однако, разнородные представления, негибкие национальные политики и несовершенные международные механизмы снижают её эффективность междоусобными интересами местного значения. Старая система настаивает, что главный фактор успешного образования — непосредственный контакт между учеником и учителем.
Действительно, это важный фактор. Но, что поделаешь, если он уже не эффективен для общества Третьего тысячелетия. Преподавательская опека заедает и выводит на обочину собственные природные качества личности, которая нуждается в самостоятельном поиске истины, профессии, цели. Нужны новые технологии обучения, позволяющие мгновенно реагировать на изменения среды обитания человека и геополитические тенденции. Человечеству нужно опираться на принципиально новые знания.
Нужна высокомотивированная самостоятельность людей в изучении новых профессий, дисциплин, приёмов и принципов жизни. Всё это заставляет искать новые современные инструменты распространения знаний. Они уже есть в распоряжении человечества
Когда-то Сократ учил индивидуально, Платон создал целую академию, где было всего несколько учеников. Они учились, прогуливаясь в беседах по саду. Ученики делали жизнь со своего учителя, проникаясь его представлениями о мире и копируя даже образ его мыслей. Однако, классно-урочная система сменила платоновскую, когда обществу потребовались тысячи образованных специалистов. Пришло время распрощаться и с ней…
Ведь население планеты растёт ежесекундно, безграмотность не отстаёт и растёт ещё быстрее. Процесс ментальных изменений самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни т.к. затрагивает генетический, политический и социальный статус и аспект нашего бытия. Но, несмотря на тенденции и стремление людей к возведению, перекраиванию и тяготению к границам, человечество остаётся единым организмом планеты. Преодолеть эту «удельно-княжескую» ментальность поможет молодой ОСТРОВ БУДУЩЕГО — ВСЕМИРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Пятнадцатилетний опыт работы созданного в России Современного Гуманитарного Университета и Академии продемонстрировал справедливость высказанных мной доводов: Стоимость обучения 175 тысяч студентов с использованием спутниковых технологий – 5 долларов на человека в год, а через Интернет – более 500 долларов; Его виртуальная аудитория в 4 тысячи раз больше классической;
Его студентам в далеких бедных деревнях и высокогорных поселениях доступно обучение в Кембридже без затрат на выезд из своего села. Сегодня сотни миллионов людей, живущих горячих точках планеты, в полной беспросветной нищете, в мало совместимых с цивилизованной жизнью условиях, могут получить высококачественное разнопрофильное образование прямо на горном склоне, на пастбище, в ауле, глубокой отдалённоё деревне и даже в тюрьме. Говоря языком финансистов, необразованные люди — красное сальдо и тяжёлая ноша на плечах мирового социума и экономики, а при доступе к образованию – её положительный баланс. Между НАУКОЙ и ЖИЗНЬЮ протекает ВЕЛИКАЯ РЕКА. Она называется — ЗНАНИЕ.
На фундаменте НАУКИ можно построить прекрасную ЖИЗНЬ, но сначала она должна превратиться во ВСЕОБЩЕЕ ЗНАНИЕ. ЗНАНИЕ – СИЛА, только когда их использует ЖИЗНЬ.
Стремительно обгоняя нас, своих тихоходных аналоговых правопредшественников, бескомпромиссное, бездушное, пренебрегающее аналогиями цифровое ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, призывает нас к ответственности за право быть преемниками НОВОГО ЦИФРОВОГО ВРЕМЕНИ и его единого для всех РАСПОРЯДКА. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ и СУДЬБОНОСНЫЕ ВЫЗОВЫ не дают отсрочки ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ для бездеятельной созерцательной позиции под страхом НЕБЫТИЯ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА. Для этого необходимо: ГОСУДАРСТВАМ и ПРАВИТЕЛЬСТВАМ МИРА, ЛИДЕРАМ и ИСПОЛНИТЕЛЯМ, АТЕИСТАМ и ВЕРУЮЩИМ, ЮНЫМ СЕРДЦАМ и СЕДЫМ МУДРЕЦАМ революционно изменить традиционный, укоренившийся среди догм ушедших ВЕКА и ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, взгляд и ментальную установку на наше с Вами ОБРАЗОВАНИЕ. ЗЕМНЫЕ ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ II-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ — пусты.
Их песчинки, – МЕТОДЫ, СТАНДАРТЫ и УСТАНОВКИ уже БУДУЩЕМУ не принадлежат. Без НОВЫХ ЗНАНИЙ нам БУДУЩЕГО не обрести.
В бюджетно-конституционном пространстве, в современном устройстве общества и менеджменте времени жизнь среднего россиянина протекает в три исторически сложившиеся фазы:
• быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе,
• долгая, как восхождение на Эверест, работа (лучше сказать служба), чтобы достойно жить,
• и, как правило, короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы также достойно сойти (по-английски) с дистанции на обочину.
Сегодня, когда слово ДОСТОЙНО во всех трех жизненных фазах для большинства человечества остаётся мечтой, эти три фазы не делают нашу жизнь качественной, эффективной, долголетней и счастливой. Что же мы имеем сегодня?
Ветры истории создавали и разрушали империи, меняли общественно-экономические формации, перекраивали границы государств, создавая предпосылки нового на развалинах старого. В жертву приносились судьбы человеческие, судьбы народов, живая природа, будущее цивилизации. Планета стала слабее раздирающих ее противоречий.
Противоречий между людьми и государствами, политикой и человечностью, совестью и целесообразностью, техническим прогрессом и запасом ресурсов для жизни людей. Мир заговорил о неустойчивом развитии жизни на Земле, вспоминая об ушедших в небытие цивилизациях…
Вращаясь в гигантском информационном котле, осваивая новейшие технологии, виртуальный мир, взаимодействуя с далеким КОСМОСОМ и осваивая неодушевлённое цифровое мышление, молодое поколение становится прагматичным и бездушным по отношению к создавшим мир сегодняшний. Оно делает свое будущее не на плечах, а на животе своего создателя.
Все чаще пожилой человек, а в его лице пожилой мир, остается с невостребованным потенциалом своего, не до конца исчерпанного опыта и возможностей, приобретает синдром «закатной» философии и увядания, подпираемый и вытесняемый своими собственными побегами. Кривые жизненных установок по параболе отправляются вниз…
Мостик между прошлым и будущим разрушен…
Современное поколение уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, который имело возможность само исчерпать…
Неустойчивое развитие человечества – заболевание цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен…
В поисках выздоровления мирового сообщества Организация Объединенных Наций приняла «Повестку дня на ХХI век» и «Задачи Тысячелетия», как приоритет МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ для ГОСУДАРСТВ и ПРАВИТЕЛЬСТВ и МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА БУДУЩЕГО.
ООН рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства (ПАРТНЁРСТВО II-ГО ТИПА) государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Среди этих принципов особое место занимает НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ.
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого формировалась и КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА перед своим народом за его образование. В начале века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную классно-урочную систему образования. Сегодня знания на планете обновляются на 20% в год, т.е. каждые 6 лет.
Однако, к сожалению, существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за изменением мира. Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22 — 23 годам, являются носителями уже устаревших знаний.
Следующие 5-6 лет они обычно употребляют на свою карьеру и, в зависимости от таланта и целеустремленности, достигают определенного места в обществе, а отдельные из них добиваются высших руководящих постов. В течение карьерного «форсажа» многие люди тратят в этом направлении всю свою энергию и, приобретя, наконец, высокое общественное положение, нередко оказываются псевдо-специалистами, не обладающими современными знаниями, а зачастую просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге. Новое поколение, в свою очередь, также окажется в страдательном залоге несовершенства образовательной системы и еще быстрее будет вытеснено на обочину следующей генерацией молодых людей, оседлавших более современные технологии и подходы к решению прикладных, финансовых, экономических, научно-технических задач. Возникла новая социальная проблема – недоиспользование каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания.
Формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие, комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения и уход в небытие… И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться. Поэтому ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ, наряду с экономикой и государственным строительством, является важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития. Уже сегодня, В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПЕРВОГО ВЕКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, когда перед человечеством встало множество ранее неизвестных, острейших проблем, РОЛЬ ЗНАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА НЕИЗМЕРИМО ВОЗРОСЛА, ибо без них не решить будущие проблемы. И вот на исторической авансцене появляются страны и народы, которые заявляют и демонстрируют способности обеспечить более высокий уровень организованности, способности к поиску, воспитанности и мастерства во всех его проявлениях. Очевидно, что ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРУ НАУКИ, НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ.
Состояние и уровень их развития будет определять конкурентоспособность стран, их положение на мировых рынках, в мировом экономическом сообществе и, в конечном счете, их национальную безопасность, включая, прежде всего, экономическую и оборонную. Зависящие от этого перемены на геополитической карте, как мы видим, уже начались.
Развитие же экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будет определяться ресурсами, состоящими из «ЧЁРНОГО ЗОЛОТА И СЕРОГО ВЕЩЕСТВА». Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав, как одно из стратегических направлений – развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования. Обращает на себя внимание следующий факт. После запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, развитые страны Запада, и в первую очередь США, приступили к глубоким структурным и содержательным реформам образования, поставив его на первое место в перечне наиболее приоритетных направлений развития. Не случайно, что первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАСА, а многократное увеличение ассигнований в ОБРАЗОВАНИЕ и принятие Конгрессом в 1958 году закона «Об образовании в интересах национальной обороны». В нем была определена ОСОБАЯ РОЛЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УКРЕПЛЕНИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО И НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА США, меры по поддержанию уровня современных знаний образованных (взрослых) специалистов в области техники и естественных наук, а также специалистов со знанием иностранных языков. Одновременно закладывались ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОДОЛЖАЮЩЕГОСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
Причем преемственность этой политики, в основу которой был положен ПРИЦИП ПРИОРИТЕНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ РОЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИДИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ США В МИРЕ. От Эйзенхауэра до Буша младшего, образование всегда занимает одно из первых мест в их политике национальной безопасности.
За последние 15 лет расходы на образование в США, в пользу непрерывного, увеличились почти в три раза и составили более 500 млрд. долларов, превысив почти в два раза расходы на оборону. Доля взрослых, лиц в возрасте 25 лет и старше, имеющих высшее образование, возросла с 1975 года с 7,7% до 27,3%. Мир вычислил и понял, что НЕОБХОДИМО ВКЛАДЫВАТЬ В ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ ОКОЛО 6% ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых, как капиталовложения в производство на каждом предприятии. Известные всем именниковые компании мира работают именно по этой схеме.
Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в своем докладе ещё в конце 80-х годов пришел к выводу, что БЕЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, А БЕЗ ПОСЛЕДНЕЙ – НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКИ. Иначе и быть не может, ибо в современных условиях, когда на долю людских ресурсов в формировании внутреннего валового продукта в развитых странах приходится более 80%. Главенствующая роль принадлежит образованию взрослых, которое формирует эту конкурентоспособную рабочую силу.
Наличие такой рабочей силы является необходимой предпосылкой для выживания в яростной конкурентной борьбе за экспортные рынки.
Югославия – живой пример борьбы за рынки сбыта (в данном случае рынок оружия), лабораторная работа США по реальному показательному уничтожению независимого государства. Примеры такой борьбы лежат практически во всех горячих точках планеты последних десятилетий. Победителями окажутся те, кто быстрее сможет вложить результаты фундаментальных исследований в новые технологии и начать производство высококачественных товаров и их продажу по приемлемой цене. Это азбука современной экономической науки. Но без образования и прежде всего образования взрослых овладеть этой азбукой невозможно.
Выводом многолетних исследований Мирового банка является факт: — В НАЦИОНАЛЬНОМ БОГАТСТВЕ ЛЮБОЙ СТРАНЫ, ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ ДАЖЕ НЕСОИЗМЕРИМЫЕ – США И МАЛАГАСИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА (МАДАГАСКАР), ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПОНЕНТА СОСТАВЛЯЕТ ОДИНАКОВО НЕБОЛЬШУЮ ВЕЛИЧИНУ – ЧУТЬ БОЛЕЕ 16%. Остальные, более 80%, как уже отмечалось, приходятся на долю человеческих ресурсов. Важно отметить, что, по мнению экспертов мирового сообщества, образование взрослых не является составной частью базового образования, получаемого молодым поколением. Дело в том, что оно должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемым с наукой, производством, сферой обслуживания, в течение всей жизни. Римский Клуб будет обсуждать этот вопрос в перспективной ПОВЕСТКЕ ДНЯ.
Только перемежая и чередуя в течение всей жизни образование, труд и, внутри этих процессов и периодов, свободное время для своих увлечений, для семьи, общественных занятий, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития. Таким образом, ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ становится ОТДЕЛЬНОЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СУПЕРОТРАСЛЬЮ в жизни человеческого общества, поскольку хорошо известно, что судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения планеты. Во многих странах мира ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ уже стало НОВОЙ, НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ОТРАСЛЬЮ, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные, национальные структуры управления и распространения. ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ – единственная и важнейшая отрасль, чей наднациональный суперстатус во всём мире не вызывает сомнения.
Однако, борьба традиционных заржавевших в персональной самодостаточности консервативных сил официального БЮДЖЕТНО-КОНСТИТУЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА закончится ещё не скоро. Имеет место непримиримое злобливое противостояние государственной и частной, только нарождающейся системы платного образования. Здесь несправедливо используются неравные стартовые условия, должностные рычаги воздействия на оппонентов, связи верхних эшелонах власти, являющиеся, собственно, производными кадрами старой системы образования. Наше общество – производная самовыражения влиятельных, наделённых властью людей, получивших однажды давно условно приличное образование. При этом они показушно демонстрируют свою прогрессивность на фоне ментальной отсталости. Бюджетно–конституционный социалистический строй и классно–урочная форма образования создали глубокую колею, из которой не могут выйти многие поколения людей, правительства и государства. Даже новейшие достижения современного мира, как бумага на столе бюрократа, вылёживаются, ожидая экспертизы и восприятия их следующими новыми поколениями.
Проводники нового, являясь возмутителями привычных норм, установок и принципов жизни, торчат из среды, вызывая её раздражение и угрожающее судьбоносное для них сопротивление. Нет спора, что в старые времена советская система образования была хороша и дала миру выдающихся учёных и специалистов. Но, с тех пор прошли многие десятилетия, изменившие мир, его научные представления и взгляды на будущее. Но есть катализаторы, помогающие успевать за быстро меняю¬щимся миром знаний.
Эти катализаторы — новейшие современные технологии. Причём на основе дистанционных космических интерактивных коммуникаций. Ещё недавно о них мы могли лишь читать у фантастов, видеть в филь¬мах о космических пришельцах, путешествиях в новые далёкие миры и галактики. Да и сегодня даже весьма авторитетные и могущественные деятели и организаторы науки, образования, культуры являются убежденными носи¬телями и сторонниками консервативных вчерашних методов распространения знаний. А порой, некоторые из них во имя самосохранения, являют¬ся прямыми антогонистами внедрения всего нового и новейшего в реаль¬ные процессы жизни общества, в социальные технологии, к которым прямо относится наше с вами образование. Среда буквально кишит субъектами сопротивления, сопротивления всему, что из неё выпирает, торчит, движется быстрее.
Среди этих субъектов мы можем встретить реально влиятельных лю¬дей, ещё сильные, но уже изживающие себя структуры и государственные аппараты. Но своему развитию общество всегда было обязано противоречиям. Это непременное условие любого развития.
Подобные проблемы имеют общие признаки и в России и в Содружестве Независимых Государств.
Они будут существовать до тех пор, пока существует НЕОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ, КОРРУПЦИЯ, ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО и ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО, государственный и политический НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ. При этом мы продолжаем думать, что управляем обществом. Реально же, мы пока управляем, но уже почти не зависящим от нас цифровым миром допотопными или, если хотите, антикварными аналоговыми способами и решениями. Трудно принимать к сведению без психологического шока, что масштабные военные операции, полётные задания и маршруты суперсовременных летающих ядерных ракетоносцев до сих пор просчитываются на логарифмической линейке. Не случайно, распалась сверхдержава СССР и вместо неё на 1\6 части суши планеты лежат в гипсовом саркофаге, не срастаясь её бывшие части, некогда единого могучего тела. Эти якобы независимые друг от друга государства притворно провозгласили синтетическое Содружество, как успешную производную, продолжающейся дружбы народов, когда-то с гордостью говоривших на одном языке. Трудоустроив тысячи малопригодных для БУДУЩЕГО чиновников, живущих по формуле кипучих бездельников на средства ЕДИНОГО квотного БЮДЖЕТА государств СНГ, мы, интуитивно, но «секретно» догадываемся о своей ментальной несостоятельности. Мы дурим друг друга, гудим в космический век паровозными гудками и едем при закрытых шторах в неизвестном, но прежнем направлении. И всем этим правит неосознанное невежество и желание ещё хоть чуть-чуть побыть и других подержать в неведении об очевидном.
Хвалясь 50-летним стажем работы наших лучших людей, на одном заводе и на одном рабочем месте, мы демонстрируем и проповедуем невежество, примитивизм и мировоззренческую отсталость. Старые прекрасные педагоги «аналогового» прошлого века уже недопустимо отстают от современных знаний. Им уже нечего сказать даже своим бывшим «аналоговым», но продвинувшимся по жизни ученикам. Для современных же молодых людей с цифровым от рождения мышлением они уже не педагоги. Они – максимум ученики, но кто и как может научить их при всеобщем мировом педагогическом дефиците. Тем не менее, развитие этой самой перспективной отрасли на планете ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ, которой под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира, обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления и неправительственных организаций. Весьма важно, что в основе своей ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ минимально использует или вообще не потребляет средств из государственного бюджета.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ЭТО СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ПРЕДПОСЫЛОК, ЗАКОНОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧИТЬ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
• как фактор увеличения продолжительности активной жизни человека,
• как фактор максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни,
• как фактор ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.
Необходимо ОБЕСПЕЧИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ УСТАНОВОК НА НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ.
НЕОБХОДИМО КОНСТИТУЦИОННО ПОДДЕРЖАТЬ НАЧАВШИЙСЯ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, ГАРАНТИРУЮЩЕЙ:
• равенство всех видов образования перед законом,
• право на получение образования в любом возрасте.
Важно поощрять развивающуюся сеть негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих средства для финансирования образовательной деятельности. Все эти проблемы обсуждались ещё Всемирной конференцией по образованию взрослых, проходившей в июле 1997 года в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО. Форум проходил под девизом: «Образование взрослых — это ключ в XXI век!».
Его участниками были: министры образования 74-х государств, руководители крупнейших международных и национальных общественных образовательных объединений. На конференции не было только представителей России.
Возобладало амбициозное фискальное самосохранительное ведомственное мнение: у нас, мол, с образованием взрослых – все в порядке. Но, как говорится, амбиции – это не позиция.
А двухнедельные курсы повышения квалификации – это не образование взрослых. ЭТО – БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ НЕВЕЖЕСТВЕННОЕ ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО. Одним из главных вопросов конференции было финансирование образования взрослого населения планеты. Вывод:
• необходимо создать и довести до автоматического применения систему персонального кредитования обучающегося взрослого населения;
• создать государственные и налоговые льготы предприятиям, аккумулирующим средства для образования взрослого населения, а также:
• всем предприятиям системы образования взрослых,
• работодателям, обеспечивающим непрерывное образование взрослых в течение всей жизни,
• предприятиям, взявшим на себя пенсионное обеспечение своих рабочих и служащих.
Конференция в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств – считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования. Естественно, что без правовой и налоговой поддержки работодателей со стороны государства этого не произойдет.
Что касается стран Содружества Независимых Государств, то следует признать – новая, современная система образования взрослых здесь только зарождается. Стремление России и других стран Содружества к ускорению демократических преобразований в обществе и рыночных отношений в экономике входит в противоречие с темпами изменений в духовной сфере. Исторический опыт свидетельствует о том, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется, прежде всего, тем, в какой мере общественное сознание оказывалось восприимчивым к достижениям мировой цивилизации. Только это может обеспечить эволюционный ненасильственный процесс преобразований в государстве. Основным инструментом, обеспечивающим необходимые изменения в духовной жизни, несомненно, является система непрерывного в течение всей жизни образования населения. Крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых».
В январе 1997 года его подписали Главы Правительств Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Таджикистана. Полтора года спустя к Соглашению присоединилась Грузия, затем Украина. Для реализации этого Соглашения был образован МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СНГ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЮ ВЗРОСЛЫХ.
Идея создания такой структуры принадлежит Международной ассоциации «Знание», которая представлена в Межгосударственном Комитете наравне с государствами-участниками. Одной из важнейших задач Комитета является трансформация просветительской и образовательной деятельности, а также, координация подготовки законов по образованию взрослых в государствах СНГ. В этом мы отстаем, и еще долго будем отставать от более благополучных государств.
Сегодня образование взрослых является самым ценным ресурсом и достоянием человека перед лицом неясного будущего. Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения в промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой огромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новую профессию, самым негативным образом влияют на судьбы людей, ведут к росту социальной напряженности и нестабильности в обществе. Никакие социальные выплаты выходные пособия, сколь велики бы они ни были, не могут дать человеку самого главного – уверенности в завтрашнем дне. Необходимо создать возможность каждому человеку реализовать заложенные в нем природой таланты и наклонности.
Картины будущего невозможно представить без компьютеров и средств связи. Именно они многократно расширили доступ к источникам информации. Задача состоит в том, чтобы они вошли в каждый дом, класс, предприятие, и, что особенно важно, — в каждую больницу, чтобы прикованный к постели больной ребенок или взрослый мог оставаться в контакте со школой, институтом, коллегами, семьей, друзьями. Еще ряд важнейших задач Комитета и Международной Ассоциации «Знание»:
• предоставление широкого спектра информационных услуг;
• создание технической базы и сети дистанционного образования для взрослых;
• создание и развитие информационной и методической базы системы образования взрослых;
• создание системы подготовки преподавательских кадров для системы образования взрослых;
• создание научной базы андрагогики и валеологии.
Ведь любое человеческое общество в своем развитии зависит и от объема знаний, и от возможности отбирать нужную информацию из огромного потока. Глобальные компьютерные сети содержат океан информации. Даже хорошо подготовленному и знающему английский язык (язык Сети) специалисту требуется весьма много времени, чтобы найти именно то, что ему нужно. Необходимо создавать специальные информационные агентства, которые взяли бы на себя поиск, обработку и электронную доставку потребителю необходимой ему информации. Межгосударственный комитет и МА «Знание» считают также своей важнейшей задачей создание таких агентств. В будущем, вероятно, они придут на смену библиотекам.
Равно, как без интеграции в мировой рынок нельзя стабилизировать экономику, что в конечном итоге приведет к финансовому краху государства, так и без интеграции в мировое информационное пространство нельзя обеспечить устойчивое развитие. Здравомыслящим людям необходимо всячески СПОСОБСТВОВАТЬ РОЖДЕНИЮ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ и интеграции ее в европейское и мировое сообщество. Основой устойчивого развития ПЛАНЕТЫ, безусловно, станет общеевропейское и общемировое образовательное пространство АТЛАНТОВ ЗЕМЛИ – взрослых людей.
Руководствуясь Декларацией, подписанной Главами государств СНГ, «Об основных направлениях развития СНГ», Межгосударственный комитет подготовил новую Программу своей деятельности и внёс свои предложения в Программу развития СНГ. Совместно с международной ассоциацией «Знание» КОМИТЕТ подготовил и направил для внесения на заседания Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств следующие вопросы:
• «Об изменении концепции образования в русле общемировых тенденций на пороге XXI века».
• «О разграничении полномочий, задач и ответственности между системами базового образования и ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ, а также кооперации между ними».
• «Об открытии дверей школ, техникумов, вузов, университетов для использования в качестве учебной базы системы ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ».
• «О кредитовании непрерывного ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ».
• «О внесении изменений в Конституции и законы стран СНГ», которые гарантируют:
o равенство всех видов образования перед законом;
o право граждан на получение любого вида образования в течение всей жизни, без ограничения возраста.
На третьем заседании КОМИТЕТ рассмотрел проект модельного закона «ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ». Таким образом, мы рассматриваем новый инструмент непроизводственной сферы – ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ, без которого, по мнению ООН, невозможно устойчивое развитие человечества на планете. Мы обсуждаем, применительно к странам СНГ, принципиальную иную, нетрадиционную, планетарную концепцию образования под формулой: «Образование никогда не кончается», т.е. ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ. За их плечами стоят: ОПЫТ, ИЗУЧЕНИЕ И МИР – счастливый союз трех вещей. Эти темы и связывают цель – ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ. Взрослые люди – посредники между прошлым, настоящим и будущим.
Не найдя общего языка с молодыми, из-за разных стартовых условий в образовании и информациологического инструментария, старшие поколения уходят из жизни, унося с каждым человеком целую библиотеку. Страшно подумать: 1 миллиард абсолютно безграмотных людей и 4,5 миллиарда безнадежно отстающих от современных знаний людей – путь к планетарной трагедии. Грамотность и компетентность должны интегрироваться во все усилия государств, чтобы противостоять проблемам.
Из опыта перестройки обществ, опустошаемых в результате конфликтов, в ООН поняли, что мир требует гораздо большего, чем просто отсутствия войны. Корни конфликтов – в неадекватном понимании и возможностях. Семена войны зреют от неравномерного и неравного развития. Предотвращение ненависти – в образовании и знании. Первое слагаемое политической стабильности – информированный гражданин. Первое слагаемое экономического прогресса – квалифицированный работник. Первое слагаемое политической справедливости – просвещенное общество. Образование – это строительство мира. Оно и – наиболее эффективная форма защиты. Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем любое другое. Глобальная семья образованных и обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок. Сегодня миром правит неосознанное невежество людей, их некомпетентность, поэтому традиционные принципы образования нуждаются в замене.
Задача не в том, чтобы ускорить, дополнить, подправить или отрегулировать систему образования. Задача – в коренной перемене установок, лежащих в основе УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Знаний на всю жизнь нам не хватает, а через всю жизнь трубопроводы знаний не протянуты. Вместе с тем, в борьбе за «место под солнцем» в нехватке знаний не принято признаваться.
Вот и дурим друг друга и общество, подменяя глубокое, объективное, современное, ретроспективное знание субъективным опытом, интуицией и эмоциями. А это, как известно, лишь сопутствующие инструменты развития.
И если к этому добавить, что чаще наша деятельность иная, чем-то чему мы учились, то не приходится удивляться, что мы живём в обществе, как в сумасшедшем доме, где лестницу начинают мыть с нижней ступеньки. Так, заедая жизнь зрелого поколения – созидателя, мы создаем установки на достаточность среднего или пусть даже высшего образования у молодого поколения, которое, повзрослев, сразу обречено на увядание. А между тем поезд ЗНАНИЙ мчится через ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. И для каждого поколения людей, для каждого поколения правительств на его пути есть платформы и достаточный исторический миг, чтобы сознательно сесть в этот поезд. Но нет, мы, поколение за поколением, упускаем свой шанс, мы – не садимся в него. Творя мелкие делишки, создавая мелкотравчатые законы и идеологизированные конституции, мы сосредотачиваемся на поверхностных, терпящих отлагательства вопросах удержания на плаву, упуская глубокое ретроспективное знание, накапливаемое со скоростью геологического процесса. Мы традиционно, сравнимые с мотыльками, бьющимися о раскаленный светильник, бежим не внутри поезда, глотающего мили Знаний. Мы бежим параллельно вдоль платформы, пока она не кончается. Поезд уходит, набирая скорость, а мы…
Мы – это народы и правительства. Мы бесславно заканчиваем свой бег в млечной космической пыли, каждый со своей страной, со своим несовершенным знанием мира… Именно невежество сделало планету слабей раздирающих ее противоречий. Мы знаем многое о малом, но весьма мало – о главном.
Необходима переоценка ценностей не на местечковом внутригосударственном уровне, а на планетарном. Мы – люди земли, а не только своего амбициозного регионального социума.
ООН, её Экономический и Социальный Совет, ЮНЕСКО и др. институты должны быть повёрнуты лицом к инновациям и новаторам, минуя длинный бюрократический пробег. Перед лицом деструктивной роли нарастающей БЕЗРАБОТИЦЫ, БЕДНОСТИ, НИЩЕТЫ и плохо управляемой МИГРАЦИИ необходимо менять ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ, чтобы не оказаться перед лицом ещё более запущенных ПРОБЛЕМ И КРИЗИСОВ. Это и есть тот ИНСТРУМЕНТ, та УДОЧКА, которая остановит протянутую руку НИЩЕТЫ, создаст рабочие места, минимизирует хаотическую МИГРАЦИЮ. Причем эти процессы будут идти надёжно и фундаментально, наслаивая положительные исторические результаты, как геологический процесс. На исправление ситуации направлены Кельнская Хартия, подписанная в 1999 году руководителями стран большой восьмерки, в которой проблема образования взрослых обозначена, как проблема номер один. Если нам удастся справиться с изменениями образовательных установок, то появится надежда справиться с кармическими предсказаниями Нострадамуса и других футурологов о предстоящем конце света.
Неразрывность и взаимозависимость окружающего мира прекрасно описаны в знаменитом восьмистишье Расула Гамзатова:
Наш мир – Корабль и он слабей,
Его одолевающего шквала.
И в трюме много женщин и детей,
А тех, кто может плавать – слишком мало.
И если вспыхнет на борту вражда,
И если драку матросня затеет.
Что делать всем? Что ждать тогда?
Всем слабым, всем, кто плавать не умеет…