МИР СПАСУТ ЗНАНИЯ
Доктора технических и экономических наук, доктора экономики и права Ефима МАЛИТИКОВА не нужно специально представлять широкой общественности. В России он хорошо известен как Президент Международной ассоциации «Знание», в странах СНГ — как Председатель межгосударственного комитета по распространению знаний и образованию взрослых, интеллектуальная элита Запада знает его, как профессора Чикагского и Денверского университетов, инициатора и постоянного участника многих международных конференций и форумов, проводимых под эгидой ООН и других международных организаций.
Но более всего Ефима Михайловича знают, как страстного просветителя и организатора системы непрерывного образования и образования взрослых — идеи, нашедшей бесчисленных единомышленников и последователей во всем мире. Перефразируя слова писателя, Малитиков любит повторять «Мир спасут знания!». Нашему корреспонденту удалось застать Ефима Михайловича по время короткой остановки в Москве, чтобы задать ему несколько вопросов, интересующих наших читателей.
— Почему именно образование вы считаете ключом к преодолению большинства современных проблем? Разве не правильнее впереди всех приоритетов поставить благосостояние?
— Эта задача из числа тех логических заключений, которые вращаются вокруг предположений типа: что было первым — курица или яйцо. В этой связи я предложил бы обратить внимание на одну закономерность. Большинство аналитиков считают, что в основе невероятно быстрого восстановления некоторых наций, терпевших поражения в войнах, был фактор культуры. На уровне частного человека такая способность народа к регенерации почти всегда объясняется средним уровнем образованности. Попробуем поставить задачу иначе: что нужно сделать другим странам, чтобы достичь такого же умения выживать, залечивать раны и через каких-нибудь одно-два поколения снова находиться в авангарде мирового развития. Ответ будет всегда один – в правильной постановке системы образования. Благосостояние, о котором вы только что упомянули, во всех исторически наблюдаемых типичных примерах всегда зависит от образованности критически значимой массы населения.
— Если это так, то где примеры, подтверждающие столь важную роль образования?
— Наиболее «лабораторно чистым» примером в данном случае мог бы служить опыт советского режима. Формула его развития с дней колыбели определялась чрезвычайно жесткими рамками выживания, И, посмотрите, — уже в самом начале, испытывая острейшую потребность в образованных кадрах, Советы вынуждены были широко привлекать в свою армию и промышленность «спецов» из повергнутых классов. Та же необходимость заставила их приступить к поголовной ликвидации неграмотности и к беспрецедентному развитию системы высшего образования и науки.
Не будем забывать — в Советском Союзе была создана образцовая система образования! Только этим можно объяснить те уникальные научные и технические достижения, которые были достигнуты этим режимом, несмотря на все его «имманентные» пороки.
— Почему же он оказался так слаб перед постигшими его испытаниями?
— Причина — отсутствие гибкости, в основе которой следует считать порочную систему принятия решений. Над рекомендациями ученых довлела идеологическая схема, но в целом система худо-бедно справлялась с проблемами, пока их решение зависело от чисто количественной концентрации колоссальных ресурсов. Но положение стало быстро меняться, когда стало другим само качество вызовов, перед которыми оказался СССР периода застоя.
Кстати одним из ранних предвестников близившегося кризиса были отставания именно в системе знаний. Советское образование базировалось, как известно, на классно-урочной системе преподавания (наследнице сократовской школы диалога), которая позволяла ее выпускникам до дней пенсии требовать (согласно Конституции СССР) права на труд, не особенно затрудняя себя вопросами собственной квалификации.
— Насколько платное образование сегодня позволяет преодолеть изъяны государственной классно-урочной системы?
— Платная форма не меняет сути прежней системы. Недавно было подсчитано – каждый год обновляется до 17% используемых сегодня знаний. Это означает, что, если вы не стараетесь быть в курсе последних достижений по своей специальности, то через 5-6 лет вы станете полным банкротом. Это, кстати, еще раз подтверждает простую истину – сегодня не диплом определяет интеллектуальный потенциал человека. Не случайно их можно купить теперь на каждом углу.
Более того, для гарантированного устройства на серьезную работу сегодня уже недостаточно быть даже выпускником Оксфорда, Кембриджа или Стенфорда.
— Но вы назвали всемирно признанные центры образования! Где еще кроме этих и таких же немногих центров могут обеспечить более высокий стандарт обучения?
— Увы, славу каждого такого университета на самом деле составляет очень небольшая горстка из 3-4 преподавателей – настоящих светил в своей области. И все, потому что для преподавания с университетской кафедры совершенно недостаточно быть выдающимся ученым или даже Нобелевским лауреатом. Для этого востребован куда более редкий талант популяризатора новейших достижений цивилизации в самых разных отраслях знаний.
— Но таких талантов, как вы выразились, очень мало. Чем же восполнить их недостаток?
— Этот недостаток отражает общемировую тенденцию возрастающей нехватки квалифицированных педагогов высшего, среднего и низшего звена. При потребности в 60 миллионов, в настоящее время на все страны мира приходится не более 45 миллионов учителей. Огромное большинство населения планеты знаниями не обладает, и заведомо не имеет доступа к существующей системе образования. Что говорить об учителях, которые умудряются преподавать один и тот же курс на протяжении 30 лет!
Применяя бухгалтерскую лексику, можно смело констатировать, – в балансе современной системы распространения знаний образовалось «красное сальдо», последствия которого ощутят на себе уже ближайшие поколения.
Мировой банк вывел формулу – непосредственно на промышленность приходится не более 16% потенциала современной цивилизации. Основную ее часть составляет – человеческий ресурс. Как отмечал еще Вернадский, человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии – через знания!
— Но разве не является естественным решением подобных проблем всемирная паутина Интернета…
— Интернет, действительно, явился настоящим прорывом в сфере коммуникаций. При одном, правда, «но» — он действует только там, где проложен кабель.
Интернет для многих представляет еще слишком сложное средство общения. Увы, пока что он не помог преодолеть социального расслоения в обществе. На Земле немало мест, где Интернет просто не может быть устроен в силу особенностей ландшафта – в высоких горах, например.
В реальности это означает, что сегодня к современному образованию не имеют доступа миллиарды людей. Подумайте только – миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адекватно участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни.
Более трех миллиардов людей зарабатывают в день менее двух долларов, около двух миллиардов живут на 1 доллар в день!
Эта категория человечества живет при отсутствии элементарных видов транспорта и связи, не имея коммуникаций даже с собственным административным центром… Вот откуда черпают свои резервы наркомафия, криминальные структуры, преступные кланы…
— Отсталые районы, наверное, есть в каждой стране, и каждая страна выделяет на борьбу с бедностью средства из бюджета…
— Планетарные проблемы, потому так и называются, что давно перешагнули национальные границы. Их решение с использованием традиционных инструментов очень часто приводит к контрпродуктивным результатам.
Страны СНГ, покидая Советский Союз, устроили «парад суверенитетов» вместо того, чтобы воспользоваться уникальным шансом движения вперед и создания мощных наднациональных институтов, в основании которых заложен общий подход в оценке выгод и опасностей. Упущен был редчайший шанс! Вот когда революции только подтверждают свою бесперспективность в сравнении с щадящей и созидающей природой эволюции.
— Остается спутниковая связь. Но разве для ее устройства требуется меньше предпосылок?
— На этот вопрос нам ответит калькулятор. В расчете на одного человека для обслуживания телефонного кабеля в одну сторону необходимо израсходовать в среднем 500 долларов в год. А спутниковая связь для подключения 100 000 человек – требует расходов всего по 5 долларов на пользователя – практически бесплатно! Спутниковый сигнал уже сегодня способен придти туда, где нет ни кабеля, ни телефона. Если вы уже имеете дизельный или солнечный генератор — связь через спутник вам обойдется в сто (!) раз дешевле, чем прокладка кабеля для Интернета.
Поэтому-то каждую целевую спутниковую систему можно назвать глобальной системой связи, в сравнении с Интернетом, который во многих местах способен быть только локальной системой.
К сожалению, даже такие простые истины приходится постоянно повторять…
Между тем, человечество испытывает исключительно острую потребность в оптимизации глобального процесса распространения знаний и вряд ли в состоянии бесконечно долго ждать, когда кто-то из нынешних гигантов мировых коммуникаций соблаговолит откликнуться на зов времени.
— Наверное, чтобы осмысленно развивать виртуальную систему образования, желательно уже сегодня представлять ее работу в развернутом виде. Что представляет собой в идеале система образования будущего, прообраз которой уже просматривается в создаваемой вами виртуальной образовательной сети?
— Вы совершенно верно заметили, предпочтительно как можно раньше и как можно точнее представлять себе идею, независимо от того, насколько далеко от нас ее воплощение. Важно с самого начала констатировать некоторые вещи. 1. Необходимость управления глобальными процессами неизбежно движется в сторону способности ими управлять. Критической массой надо управлять. 2. Глобализация неизбежно ведет к ликвидации границ и формированию некоего прототипа мирового электронного правительства. 3. Все компоненты современной цивилизации – знания, информация, люди – должны непрерывно двигаться и взаимодействовать в мировом пространстве по принципу сообщающихся сосудов, испытывая на себе действие всех естественных сил общественного гомеостазиса – гравитации, магнетизма и отталкивания.
— Какая стратегия из возможных сегодня более всего приблизит нас к воплощению в жизнь нарисованную вами картину будущего?
— Самое главное сегодня – довести до возможно большего числа умов довольно простую идею: знания необходимо равномерно распределить по планете. Для образности я говорю иначе – нужно «размазать знания по планете, как масло по хлебу». Самое главное, необходимо во что бы то ни стало преодолеть глубоко засевший в умы наших педагогов-просветителей ментальный подход, согласно которому существуют «мои знания», «моя лекция», «мой курс», «мой контент». Люди упускают при этом главное соображение, ради которого и существуют все эти лекции и контенты – жаждущий знания человек. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что знания есть, но они не распределены, есть прекрасные популяризаторы, но они скрыты за «лесом» тривиальных компиляторов.
Знания – это такая энергетическая среда, которая в цивилизации «разлита» среди множества образовательных и научных центров. И только из общего центра дистрибуции знаний (назовем его «всемирный университет»), где аккумулирован глобальный научный потенциал и сведения о преподавательском корпусе всего мира, можно оптимизировать использование потенциала гениев популяризации знаний с минимальными потерями для глобальной аудитории слушателей.
— Слушаешь вас и начинаешь понимать, что очень скоро мировому сообществу предстоит все более привыкать к таким понятиям как «всемирный университет», «глобальная аудитория слушателей»… Как будет организована работа такой глобальной образовательной сети?
— Вряд ли правильно было бы привязывать такую сеть к какому-то конкретному месту на Земле, который был способен стать главным дистрибутором знаний и иметь возможность технологически аккумулировать глобальные достижения. В прошлые века, например, таким научным центром мира долгое время оставалась Германия. Но посмотрите, где сегодня находится родина университетских традиций? Где-то в нижней трети мирового рейтинга!
Всемирный университет – скорее виртуальное понятие, обозначающее мировой центр, «который присутствует везде». Через эту виртуальную сеть вам становятся доступны все самые лучшие программы и самые талантливые преподаватели мира. Представьте на мгновение — математику вам будет преподавать светило из МГУ, право – из Кембриджа, кибернетику – из Массачусетского технологического института, экономику из Гарварда и т.д. Перед вами откроются хранилища лучших контентов. Если я хочу изучать космос, то здесь главенствуют две школы – американская и российская. Другие предметы я возьму в других центрах. И обратите внимание – я беру, я выбираю, а не мне дают!
— Хорошо, если вы Рембрандт или Бетховен, а если вы хотите стать Страдивари – на что потребно 25 лет учебы…
— Вот поэтому-то и нужна всемирная дистрибуция знаний. Нужен «естественный отбор» курсов, программ и преподавателей. Во всяком случае, ясно одно — классно-урочная система умерла, пересекать целые континенты, чтобы попасть в «свой» институт, доступно очень не многим, рассчитывать на личную беседу с автором курса – все более непозволительная роскошь. При этом каждый день все настоятельнее потребность миллионов и миллионов людей, рвущихся к знаниям, в том чтобы получить их «из первых рук» и лучшего качества. Над реализацией такого запроса я и мои единомышленники трудимся, не покладая рук, все 365 дней в году.
Интервью Валерия Новикова