Ведутся технические работы. Это может временно повлиять на скорость работы сайта. Приносим извинения за неудобства и благодарим за ваше понимание!
Россия над «цифровой» пропастью
Информационно-коммуникационные технологии — решающий фактор формирования новой экономики
Этим летом в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по проблеме информационных и коммуникационных технологий для развития была объявлена очередная «война безразличию», а именно -преодолению «цифровой» пропасти, существующей между развитыми странами и остальными.
В «остальные», составляющие, по мнению генсека ООН Кофи Аннана, две трети стран мира, записана и Россия.
Понятия «цифровая» пропасть» и «разрыв знаний» были введены в 1998 году на конференции Международного союза электросвязи. Основанная на знаниях глобальная экономика — это более 80% основных средств производства, сосредоточенных в интеллектуальном секторе. По данным Мирового банка, не более 16% ВВП таких экономически полярных стран, как США и Малагасийская Республика (Мадагаскар), формируется промышленной производственной компонентой. Остальное — человеческие ресурсы, где и происходит разрыв, позволяющий США лидировать в мире, а малагасийцам плестись в хвосте второй сотни экономик мира.
Подобно тому, как наши предки-обезьяны вооружились палками и стали Homo Sapiens, сегодняшние яппи вооружились ноутбуками и оптоволоконной связью, доказывая торжество нового эволюционного пути финансовыми показателями и ростом производительности труда. Так, в результате естественного отбора, стартовавшего под воздействием ИКТ-революции, большая часть населения Земли оказалась отрезанной от средств производства XXI века.
Причина в том, что сегодня в мире 880 млн. взрослых не умеют даже писать и читать. Знания еще 4,5 млрд. человек ограничиваются средним образованием, полученным в те времена, когда слово «интернет» даже не входило в глоссарии.
Именно эти люди — взрослое население старше 25-30 лет -сегодня составляют условно активную часть мирового общества. «Условно» потому, что без доступа к ИКТ, работая на морально и физически устаревших производствах, они в большинстве своем живут менее чем на 2 доллара в сутки.
Вклад делового сообщества позволил использовать спутниковые технологии — транслировать для 145 тыс. учащихся образовательные программы в интерактивном режиме через телепорт низкоорбитального спутника. Вклад 2,5 тыс. НПО из сети ООН/НПО/ИРЕН и 372 учебных центров, созданного под эгидой комитета современного Гуманитарного университета, — прием и адаптация информации со спутника для локальных пользователей.
В результате не только в СНГ, но и в мире деятельность комитета воспринимается многими как бег впереди паровоза. Однако изначально заданный алгоритм этого бега — объединение усилий государств, общественности и бизнеса — уже сегодня позволяет взрослому населению постсоветского пространства получить знания, необходимые для реальной интеграции в мировое разделение высококвалифицированного труда.
А к чему приводит разделение усилий, видно на примере борьбы с «цифровым» разрывом в отдельно взятой России. Программа «Электронная Россия» началась с закупки компьютерной техники. Сегодня в большинстве школ она пылится под замками — на ней некому работать. Там, где «федеральные компьютеры» все же заработали, по данным института «Открытое общество», выявлена парадоксальная тенденция: ученики в течение нескольких месяцев превосходят своих учителей в компьютерной грамотности. А дальше процесс их обучения консервируется. До тех пор, пока уровень жизни семьи не позволит приобрести персональный компьютер, подключить его к интернету и заняться самообразованием.
Почему в жестко последовательной цепочке «непрерывность образования взрослых -производительность труда -уровень жизни — качество образования детей» выбор российских чиновников пал на последнее звено, понять несложно.
Ментальные сдвиги, которых требуют интеграционные процессы глобализации, происходят не сразу и не со всеми. И пока они не произошли, одни страны будут продолжать висеть над «цифровой» пропастью, а другие ломать копья на международных саммитах и ассамблеях ООН, споря о том, кто первым должен протянуть руку финансовой и технологической помощи.
Ефим Михайлович Малитиков — академик Международной энергетической академии, профессор, председатель Межгосударственного комитета по распространению знаний и образованию взрослых.
( ! ) Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/domains/malitikov.ru/public_html/wp-content/themes/malitikov/single.php on line 44 | ||||
---|---|---|---|---|
Call Stack | ||||
# | Time | Memory | Function | Location |
1 | 0.0000 | 350216 | {main}( ) | .../index.php:0 |
2 | 0.0000 | 350496 | require( '/home/domains/malitikov.ru/public_html/wp-blog-header.php ) | .../index.php:17 |
3 | 0.1018 | 8501312 | require_once( '/home/domains/malitikov.ru/public_html/wp-includes/template-loader.php ) | .../wp-blog-header.php:19 |
4 | 0.1043 | 8524592 | include( '/home/domains/malitikov.ru/public_html/wp-content/themes/malitikov/single.php ) | .../template-loader.php:106 |
( ! ) Fatal error: Allowed memory size of 536870912 bytes exhausted (tried to allocate 20480 bytes) in /home/domains/malitikov.ru/public_html/wp-includes/class-wpdb.php on line 2322 | ||||
---|---|---|---|---|
Call Stack | ||||
# | Time | Memory | Function | Location |
1 | 0.0000 | 350216 | {main}( ) | .../index.php:0 |
2 | 0.0000 | 350496 | require( '/home/domains/malitikov.ru/public_html/wp-blog-header.php ) | .../index.php:17 |
3 | 0.1018 | 8501312 | require_once( '/home/domains/malitikov.ru/public_html/wp-includes/template-loader.php ) | .../wp-blog-header.php:19 |
4 | 0.1043 | 8524592 | include( '/home/domains/malitikov.ru/public_html/wp-content/themes/malitikov/single.php ) | .../template-loader.php:106 |
5 | 0.2471 | 22778832 | WP_Query->__construct( $query = ['post_type' => 'post', 'post_status' => 'publish', 'fields' => 'ids', 'posts_per_page' => -1, 'no_found_rows' => TRUE, 'orderby' => 'none'] ) | .../single.php:65 |
6 | 0.2471 | 22778832 | WP_Query->query( $query = ['post_type' => 'post', 'post_status' => 'publish', 'fields' => 'ids', 'posts_per_page' => -1, 'no_found_rows' => TRUE, 'orderby' => 'none'] ) | .../class-wp-query.php:4081 |
7 | 0.2471 | 22778832 | WP_Query->get_posts( ) | .../class-wp-query.php:3949 |
8 | 0.2475 | 22790696 | wpdb->get_col( $query = 'SELECT wp_posts.ID\n\t\t\t\t\t FROM wp_posts \n\t\t\t\t\t WHERE 1=1 AND wp_posts.post_type = \'post\' AND ((wp_posts.post_status = \'publish\'))\n\t\t\t\t\t \n\t\t\t\t\t \n\t\t\t\t\t ', $x = ??? ) | .../class-wp-query.php:3300 |
9 | 0.2476 | 22790696 | wpdb->query( $query = 'SELECT wp_posts.ID\n\t\t\t\t\t FROM wp_posts \n\t\t\t\t\t WHERE 1=1 AND wp_posts.post_type = \'post\' AND ((wp_posts.post_status = \'publish\'))\n\t\t\t\t\t \n\t\t\t\t\t \n\t\t\t\t\t ' ) | .../class-wpdb.php:3107 |
10 | 2.7001 | 684017304 | mysqli_fetch_object( $result = class mysqli_result { public $current_field = 0; public $field_count = 1; public $lengths = [0 => 7]; public $num_rows = 1516847; public $type = 0 } ) | .../class-wpdb.php:2322 |